Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Чем пышнее цвело древо фактического знания, тем более
всецело погружались оппонирующие друг другу философии в строительство
«основ познания» — вместо того, чтобы обратиться к уже имеющемуся
знанию и использовать его для выявления и решения своих философских
задач. Труд, давший когда-то имя философии—Поиск мудрости,—отошел
на задний план. Ведь мудрость, в отличие от знания, использует информацию
для разумного ведения человеческих дел. Трудности философии возникли
потому, что, несмотря на стремительный рост всей массы наличного
знания, она столь же стремительно углублялась в решение задач, уже не насущных
для человека.
Действительные же проблемы, столь глубоко человеческие, что их можно
назвать нравственными символами нашей эпохи, тем временем умножились
и усугубились. Они проникли почти во все сферы современной жизня
—быт, производство, политику. И именно в тот период, когда все это произошло,
философия отвела большей части данных проблем второстепенную
роль —роль дополнения к общепринятым проблемам познания. С другой
стороны, реальное знание и прикладная наука — изобретения, совершенствование
технологий—достигли сегодня такого уровня, что извечная проблема
их оснований и проблема возможности знания вызывают в настоящее
время лишь узкий профессиональный интерес. Жалкий остаток философии,
утратившей внимание к поистине насущным вопросам и занятой предметами,
далекими от реальных человеческих интересов, теперь вполне оправдывает
то недоверие людей, которым она постепенно себя окутывала. И эта
нелестная репутация в свою очередь решающим образом сказывается на определении
ее роли в мире.
В самом деле, на что способна философия, которая, вместо того чтобы
изменять ситуацию в сфере науки и важнейших для человека вещей, упрямо
исследует вопрос об условиях знаний, игнорируя при этом насущную проблему
его реальных или возможных последствий! Только исследование, цель
которого состояла бы в систематическом выявлении последствий развития
науки, в ответе на вопрос, почему они такие, а не иные, в разъяснении тех
особых ситуаций, когда научный метод влияет на обстоятельства жизни лишь
посредством каких-то норм, не подлежащих научному анализу,—только
такое исследование могло бы рассчитывать на некоторую общественную роль,
на известное участие в формировании у членов общества либеральных, проверенных
временем и обоснованных фактами убеждений.
II
В современном мире научные методы влияют на формирование конкретных
экономических условий, в которых живут массы людей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.