Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Именно потому, что в материале, который мы рассматриваем
и упорядочиваем в суждении, участвует личность, или позиция, личность
обусловливается данным суждением. Это обстоятельство колоссальной
этической важности; но в данном случае оно имеет не столько этическое,
сколько логическое значение. Оно показывает, что с позиций строго
логических мы имеем дело с характерным типом суждения—таким, в котором
условия деятельности суждения сами предполагают объективную детерминацию.
Судящий по существу судит и о себе и тем самым одновременно
определяет условия для всех последующих суждений какого бы то ни
было типа. Употребляя понятия более близкие психологии, мы можем сказать,
что в суждении благодаря сознательному выбору и намерению реализуется
конкретный мотив, до сего момента неясный и импульсивный; либо
оно выражает привычку, но не просто с целью ее практического закрепления,
а затем, чтобы мы осознали и ее эмоциональную ценность и значение,
проявляющееся в известного рода последствиях. С логической же точки зрения
мы говорим, что судящий сознательно занят тем, что конструирует как
объект регулирующие условия всякого акта суждения (тем самым придавая
им объективную форму и структуру).
304
Раздел 5. Категории науки этики
Этическое суждение таково, что оно обусловливает неразрывную обоюдную
детерминацию ситуации, о которой говорится в этом суждении, и
личности, характера или склонности, которые отражаются в акте суждения.
Любое частное моральное суждение обязательно должно отражать в себе
все характеристики, существенные для морального суждения uerbuhaupt1.
Каким бы удивительным, уникальным ни был материал любого частного
этического опыта, главное—это в конце концов этический опыт; и поэтому
его рассмотрение или истолкование должно отвечать условиям, заключенным
в самом акте суждения. Суждение, которое создает только что
упомянутую двойную детерминацию, обладает собственной характерной
структурой или организацией. Работа, которую оно должно выполнять,
придает ему определенные, отличающие и характеризующие его
элементы и свойства. Они образуют исходные термины или категории всей
этической науки. Более того, так как эти термины преломляются в каждом
нравственном опыте, то есть в структуре суждения, то они не остаются
формальными, или бессодержательными, а служат инструментами
анализа любой конкретной ситуации, подлежащей научному изучению.
Сугубо интеллектуальное суждение, то есть представление одного объекта
в понятиях других подобных объектов, с необходимостью обладает такой
специфической внутренней структурой, которая обеспечивает возможность
исходных категорий всех наук о природе.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.