Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
По сравнению с простым обвинением науки
и технологии ради того, чтобы отвести им специальное место в иерархии
общественных институтов, такая позиция, конечно, является заметным
достижением. Ее стоит приветствовать хотя бы потому, что самым важным
вопросом в ней признается нравственный, или человеческий. Но она страдает
и серьезным недостатком — по крайней мере повсюду, где я сталкивался
с ней. Дело в том, что она содержит допущение, будто мы уже обладаем,
так сказать, готовой нравственностью, определяющей те цели, для достижения
которых должны использоваться все великие и постоянно умножающиеся
запасы средств. Эта позиция игнорирует тот факт, что на практике до
вольно затруднительно поставить радикально новые средства на службу целям,
сложившимся в такие времена, когда в распоряжении были совсем иные
средства. Но для теории или для философии куда большее значение имеет
следующее. Данная позиция оставляет неизменной разъединенность так
называемых средств и «только средств», с одной стороны, и целей и «единственных
целей» — с другой, происходящую из их особой сущности или
внутренней природы. В результате, хоть и помимо нашей воли, пагубно замалчивается
та достаточно серьезная проблема, которая и является поистине
нравственной.
Подобно тому как обособление неких целей-в-себе от неких средств-всебе,
диктуемое самой природой тех и других, досталось нам от эпохи, когда
«полезной» признавалась только деятельность, больше способствовавшая
физиологической, нежели нравственной эволюции, деятельность, которая
осуществлялась рабами или слугами людей свободных, не имевших нужды
заниматься примитивным, физическим трудом,—так и первостепенная
значимость нового положения, когда все количественное и качественное
многообразие ресурсов оказывается к нашим услугам, предполагает формирование
(под стать нашим новым средствам) новых целей, идеалов и норм.
И морально, и логически недопустимо, чтобы основательно изменившиеся
типы средств использовались для достижения целей, вся новизна которых в
лучшем случае будет состоять в том, что они окажутся более легко достижимыми.
Кардинальная секуляризация средств и возможностей, начавшаяся
отнюдь не сегодня, произвела такие революционные перемены в способе
жизни, что по сути полностью сломала старый порядок. Ничто так не бесполезно
в интеллектуальном отношении (и к тому же нереализуемо практически),
как мысль о том, что гармонии и порядка можно достичь без предварительного
приведения новых целей и норм, новых принципов к известной
степени ясности и системности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.