Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Если учитель консервативен
и склонен связывать свое предназначение с силами, которые лично мне
кажутся реакционными и в конце концов способными усугубить нынешний
хаос, пусть он, так и быть, делает это разумно, ознакомившись с ситуацией
и сделав осознанный выбор на базе такого вдумчивого изучения. То же
самое относится к либералу и радикалу.
183
При данном положении вещей, насколько я его понимаю, желательно,
чтобы у педагогов и родителей и у всех тех, кто ответствен за осуществление
образования, выработалось именно подобное разумное понимание общественных
сил и движений нашей эпохи, а также той роли, которую предстоит
сыграть образовательным учреждениям. Это выполнимо только в том
случае, если учителя сознают свое общественное назначение. Полагаю, некоторых
преподавателей возмутит, что столько места заняло обсуждение
общих вопросов. К сожалению, учителя порой так устроены, что им хочется
готовых указаний, чего-то конкретного. Но разве не верно, что понимание
движущих сил, их направлений и пункта, на который они сориентированы,
является первейшим основанием разумного решения и действия? Какая
польза человеку от того, что он делает то или другое конкретное дело, если
у него нет ни четкого представления о причине, по которой эти дела делаются,
ни четкого представления о том, как они скажутся на уже сложившихся
реалиях, или о цели, которая должна быть достигнута? Самое конкретное
дело, на которое в первую очередь способны учителя, является довольно
общим. Прежде всего необходимо постичь, в каком именно мире мы живем;
обозреть действующие в нем силы; увидеть противостояние сил, претендующих
на господство; составить представление о том, какие из этих сил пришли
из прошлого и уже не найдут себе места в могучем потенциале современного
мира, а какие обещают лучшее и счастливое будущее. Учитель, вооруженный
отчетливыми представлениями по данным вопросам, не очень
затруднится и в том, чтобы открыть для себя, чего еще конкретно требует
осуществление решений, к которым он уже пришел. Джастис Холмс сказал
однажды, что теория—это самая практическая в мире вещь. Данное положение
в высшей степени верно в отношении социальной теории, частью
которой является теория образования.
II
На первый взгляд может показаться абсурдным высказывание, что учителя
должным образом не организованы. Многие учителя, особенно в больших
заведениях, пожалуй, чувствуют даже, что они организованы с избытком.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.