Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
У нас нет каких-то особых оснований считать позицию
этой философии анимистической, как если бы дело обстояло так, что она сначала
стала выделять некие качества как личные и психические, а затем спроецировала
их на «внешний» и чисто физический (в нашем понимании этого слова) мир. По
словам одного современного автора, анализирующего представления об анимизме,
которые разделяют такие авторы, как Тайлор**, Спенсер*** и Лэнг****, «в нашей
нынешней дихотомии поведения обособляются, друг от друга два его типа: тип
поведения, направленного на вещи и управляемого строгой последовательностью
причины и следствия, и поведение, направленное на людей и объемлющее весь
диапазон от любви до манипулирования... Анимизм, если считать его разновидностью
поведения, представляет собой именно второй тип; строго говоря, это просто
отражение того состояния сознания, которому еще чужда наша дистинкция между
поведением, направленным на людей, и поведением, направленным на вещи, и для
которого все поведение объединено одной картиной, толкующей весь внешний
мир на основании уроков, полученных из взаимодействий с себе подобными»1 .
Тот факт, что философы обогатили и систематизировали содержание этой
распространенной позиции, отнюдь не противоречит другому обстоятельству—
тому, что они в неприкосновенности сохранили ее основополагащие
нравственные и качественные последствия. Что оставалось делать философии
до формирования такого типа физической науки, который мы
зовем современным, кроме как описывать мир в понятиях основных качеств,
присущих материалу непосредственного опыта? Ведь если бы у нас не было
альтернативы, воплощенной в pou sto2, которую представляет физическая
1Статья «Анимизм» Рут Бенедикт в «Encyclopaedia of the Social Sciences)). Vol. I.
P 66. Я выделил слово «поведение» курсивом, чтобы тем самым обозначить самую
суть вопроса.
369
.).основадлядействия(греч ,стартоваяплощадка 2
наука сегодняшнего дня, то мы тоже были бы вынуждены «естественным
образом» описывать мир в телеологических понятиях и понятиях качеств
Всякая иная процедура поражала бы нас своими замысловатостью и произволом.
Суровым напоминанием об этом факте мне послужила прочитанная
недавно книга, автор которой глубоко впитал в себя дух классической греческой
философии. Обо всех «философах опыта» он постоянно отзывается
в презрительном тоне, но так повсеместно использует для выражения своих
взглядов на природу моральные и поэтические термины, как это приемлемо
лишь для природы, непосредственно представленной в опыте, и как неприемлемо
для природы, открывающейся нам в русле физики.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.