Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но есть нечто, в отношении чего они мудрее всех
прочих, — в своих трудностях и проблемах, не дающих им покоя.
Основанием демократии является вера в мощь человеческой природы,
вера в разум человека и объединенный, коллективный опыт. Это вера не в
то, что они совершенны, а в то, что, если им дать как следует проявиться,
они станут расти и смогут создавать все больше знания и мудрости, необходимых
для руководства коллективными действиями. Любая деспотическая,
авторитарная модель общественного действия покоится на убеждении, что
единственными носителями необходимого разума являются несколько верховных
уполномоченных, благодаря неотъемлемой природной способности
располагающих силой и правом контролировать действия других, обосновывать
их законами и правилами и задавать им направление. Глупо отрицать,
что этому положению найдется масса свидетельств. Именно так на
протяжении огромного периода человеческой истории контролировались отношения
людей в социальных группах.
Демократические убеждения в истории человечества появились лишь
очень-очень недавно. Даже в ныне существующих демократиях мысли и
чувства людей по-прежнему хранят отпечаток идеи о небесном посланничестве
лидеров, идеи, возникшей в самой ранней истории человечества. После
того как номинально демократические политические институты уже были
учреждены, те представления и виды на жизнь и деятельность, которые сложились
у людей в эпоху внешнего контроля и зависимости от власти силы,
еще поддерживались в семье, церкви, бизнесе и школе; и, как показывает
опыт, до тех пор, пока они сохраняются, политическая демократия не может
быть в безопасности.
Требование равенства есть элемент демократического мировоззрения.
Однако оно не означает признания равенства природных способностей.
Люди, провозгласившие идею равенства, предполагали, что ратуют не за психологическую,
а за юридическую и политическую доктрину. Все индивидуумы
созданы для равенства перед законом и правосудием. Каждый должен
испытывать одинаковое по качеству и количеству воздействие тех установлений,
под властью которых живет, и иметь равное с другими право высказывать
свои суждения, хотя в каком-то общем результате, складывающемся
из всех суждений, доля его собственного может быть и не равной с другими.
Короче говоря, все в одной и той же степени являются индивидуальностями
и должны иметь равные возможности для развития своих дарований, как
скромных,так и великих. Более того, каждый может иметь столь же важные
для него потребности, как потребности других людей для них самих.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.