Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Всякий, кто читал в газетах письма, опубликованные в период
недавней депрессии и касающиеся усилий ассоциированных педагогов
против урезания жалований, знает, насколько истинно предыдущее положение.
Разумеется, были и те, кто поддерживал претензии учителей. Но
больше нашлось тех, кто порицал педагогов, требующих для себя особых
льгот за счет других работников и на горе налогоплательщикам.
Я привожу данный факт не для того, чтобы присоединиться к этим порицаниям.
Я привлекаю к нему ваше внимание, поскольку он свидетельствует
об изолированности учителей как профессионального корпуса. Если
же судить в целом, имея в виду всю страну, учителям не свойственна должная
организованность для защиты собственного экономического статуса.
Особенно верно это замечание относительно сельских местностей и малых
городов. Но там, где учителя все-таки объединены для экономической защиты,
их единство отбрасывает холодную тень эгоизма, ведь они действуют
обособленно от других профессиональных организаций, при согласии с которыми
эффективность их усилий была бы куда выше, чем в изолированном
союзе.
Я обращаюсь к экономическому аспекту учительских организаций не
потому, что он важен сам по себе, а потому, что он служит иллюстрацией к
184 185
общему вопросу об отношении учителей к социуму и общественной организации.
По всему видно, что учителя предпочитают считать себя особым
классом. Пусть не намеренно, а невольно, но они провели грань между собой
как представителями интеллектуального труда и теми, кто работает руками.
Время от времени, конечно, приходится сталкиваться и с сознательной
защитой такого взгляда. Я предлагаю вам рассмотреть, что именно включает
в себя данный взгляд не только в части, касающейся других работников,
но и в части, связанной с общественным предназначением преподавательского
ремесла, а также условиями, при которых учителя способны в
полной мере выполнять свою образовательную функцию.
Во-первых, обособление учителей, возникшее и увековеченное с проведением
границы между интеллектуальными работниками и всеми другими,
отразилось на административной и учебной структуре школ. Оно явилось
могучей силой, на которой основывалось доминирование академических и
литературных дисциплин. Педагоги обычно происходят из той части общества,
которая экономически наиболее состоятельна; в одном этом факте уже
содержится угроза их изоляции. Большинство учащихся государственных
школ происходит из менее обеспеченного класса.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.