Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В прежние эпохи драчливость и страх были тесно взаимосвязаны, посколь
ку в ход шли в основном кулаки. Сегодня роль задиристого нрава в возник
новении войн не так велика. Граждане одной страны не испытывают ин
стинктивной ненависти к народу другой. Нападая или подвергаясь нападе
нию, они не прибегают к помощи кулака, как в рукопашной битве, а с огром
ных расстояний посылают снаряды в людей, которых никогда не видели
воочию. В современных войнах ярость и ненависть рождаются уже после
того, как война началась; они—ее последствия, а не причины.
Поддерживать войну в наше время — тяжкий труд; ведь надо будить в
людях всевозможные эмоциональные реакции: прибегать к пропаганде, рас
пространять истории о зверствах. Помимо таких крайних мер требуются
еще определенные организации, которые, как мы убедились на примере двух
мировых войн, подкрепляли бы моральный дух даже не участвующих в бит
вах людей. Мораль же по большей части есть удержание известной высоты
чувств; а страх, ненависть, подозрительность — к сожалению, в числе тех
эмоций, которые вызвать легче всего.
Я не склонен абсолютизировать причины современных войн. Но, полагаю,
никто не возьмется отрицать, что они скорее социальные, нежели психологические,
хотя апелляции кличностному, психологическому крайне важны
для мобилизации человеческих стремлений сражаться и сохранения их
в состоянии подобной мобилизации. Более того, надеюсь, никто не станет
отрицать и того факта, что экономические условия играют самую мощную
роль среди всех социальных причин войны. Но главное, однако, в том, что,
каковы бы ни были причины социологического порядка, решающее слово в
них всегда принадлежит традиции, норме и институциональной структуре
общества, и эти факторы относятся к числу изменчивых проявлений человеческой
природы, а не к числу постоянных ее элементов.
Я воспользовался примером с войной как типичным случаем соотношения
изменчивого и неизменного в человеческой природе, а также соотношения
их обоих со схемами общественных изменений. Я выбрал этот случай
именно потому, что в его рамках чрезвычайно сложно произвести более
или менее стойкие изменения, а не потому, что это сделать легко. Загвоздка
в том, что препятствия переменам на данном пути чинят не фиксированные
элементы человеческой природы, а социальные силы, которые сами изменяются
время от времени. Об этом свидетельствуют поражения пацифистов,
пытающихся достичь своей цели простыми призывами к нашей жалости и
сочувствию.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.