Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Реакционная
же философия вносит в это свой вклад тем, что твердит о безнадежно
низменной и ограниченной природе технологии и науки.
Актив современной философии в настоящее время большей частью
включает в себя отвлеченные выяснения отношений между чем-то носящим
название «индивидуализм» и чем-то именуемым «социализмом». Но
проблема звучит совершенно конкретно. Каким образом та или иная фабричная
либо отраслевая технология могла бы способствовать квалифицированному
раскрытию и росту человеческого потенциала, если она уже, не
сомненно, может способствовать созданию широкого и относительно дешевого
ассортимента материальных благ? Это проблема из тех, с которыми
в силу их собственной специфики возможно иметь дело, лишь непрерывно
используя научный метод опытного наблюдения и проверки. Те, кто нуждается
в особом примере связи между наукой и нравственностью, между
«природными» фактами и человеческими ценностями, найдут такой пример
именно здесь.
Философия, которая культивирует бездну между «материальным» и «духовным
», между неизменными принципами и слишком быстро меняющимися
социальными обстоятельствами, стоит на нашем пути к эффективной
работе над этой ведущей проблемой. Решение проблемы произойдет, конечно,
не в области философии. Но у философии есть альтернатива—помочь
нам освободиться от интеллектуальных условностей, преграждающих путь
к такому решению.
Поскольку школьное образование составляет часть необходимых для
этого практических средств, у образовательной теории и философии есть
цель и возможность содействовать падению философии неизменности, громоздящей
баррикады внешних авторитетов против свободы союзничества.
Им надлежит опровергнуть идею о том, что мораль есть нечто совершенно
отдельное и стоящее выше науки и научного метода. Они должны служить
искоренению концепции, согласно которой ежедневный труд и призвание
человека ничтожны по сравнению с литературными занятиями, а человеческая
судьба сегодня и здесь является чем-то маловажным относительно неких
судеб сверхъестественного. Они должны всем сердцем принять научный
образ не только создания технологий, но и самой жизни, чтобы могло
сбыться все то, что обещают нам новые демократические идеалы.
2. Бунт против науки
Сегодня было бы пустой тратой времени убеждать кого-либо в том, что
мы являемся очевидцами широкомасштабного бунта против науки, ибо его
наличие очевидно практически в каждой сфере. В сфере образования он
выражается противопоставлением гуманитарных предметов научным, ко
торое сопровождают крикливые заявления о том, что все недуги и недочеты
современной школьной системы—множественные и серьезные сверх вся
кой меры—являются следствием подчинения «гуманитарных» дисциплин
научным.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.