Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Более того, в обществе с феодальной организацией каждая родственная
группа, или род, занимает определенное положение. Ее отличает принадлежность
к особой категории, которая выше либо ниже категории тех, кто
стоит на иных общественных ступенях. Эта позиция обеспечивает членам
данной группы некоторые привилегии, позволяя реализовывать известные
требования к тем, кто находится на низших социальных уровнях, и заставляя
определенным образом служить и оказывать почтение тем, кто находится
на более высокой ступени общественной иерархии. Отношения подчинения
устанавливаются, так сказать, сверху вниз и снизу вверх. Влияние,
власть проистекают с верхов на низы; деятельность низов осуществляется с
нелицемерным почитанием тех, кто наверху. Действие и реакция на действие
здесь далеко не равноценны друг другу и имеют противоположную
направленность. Действие всегда однотипно, в его основе -господство,
власть, и оно направлено от высшего к низшему. В основе реакции -зависимость
и отличие ее субъекта от властвующего рода, и направлена она от
низшего к высшему. Классическая теория мирового устройства в каждом своем
пункте соответствует этой иерархии классов по степени знатности и власти.
Третья черта, которую феодализму приписывают историки, состоит в
том, что в основе иерархического порядка лежат воинская повинность и от
ношения вооруженной защиты и покровительства. Боюсь, что все сказан
ное ранее о параллели античной космологии и социальной организации по
кажется вам надуманной аналогией; и если сравнить их еще и в этом после
днем ключе, то вы уже без всякого сомнения сделаете вывод, что данная
метафора совершенно искусственна. Так будет непременно в том случае,
если вы воспримете это сравнение слишком буквально. Но все окажется
иначе, если вы ограничите свой интерес только понятием руководства и уп
равления, которое содержат в себе обе модели порядка. Я уже привлекал
ваше внимание к значению, которым сегодня наделяется термин «закон»,
это постоянные связи между изменениями. Тем не менее нам часто прихо
дится слышать о законах, которые «управляют» событиями, и часто кажет
54
55
ся, что это следует понимать так: явления были бы предельно дезорганизованы,
если бы не законы, удерживающие их в границах порядка. Подобный
способ мышления является пережитком традиции усматривать в природе
подобие социальных взаимоотношений, причем не обязательно феодальных,
но всегда отношений господства и подчинения, суверена и объекта его воли.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.