Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Даже моллюск воздействует на среду и в какой-то степени изменяет ее.
Он отбирает вещества для питания и строительства раковины, которая его
защищает. Он реагирует на среду так же, как она реагирует на него. Живой
твари не свойственно такое явление, как простой конформизм с условиями,
хотя паразитические формы жизни порой примерно этим и ограничиваются.
В интересах поддержания жизни происходит трансформация некоторых
элементов в окружающей обстановке. Чем выше форма жизни, тем более
существенную активную перестройку среды она производит.
Это возрастание контроля над средой можно проследить, сравнив пещерного
человека с цивилизованным. Представьте себе, что они оба живут
в абсолютно диких условиях. Пещерный человек окажется максимально
приспособленным к заданным обстоятельствам, но проявляющим минимум
того, что мы бы назвали «отдачей». Примитивные люди воспринимают вещи
«как они есть» и, используя пещеры и коренья, а также случайно найденные
водоемы, обретают свой скудный и рискованный опыт. Цивилизованный
человек взбирается на высокие горы и ставит преграды водным потокам. Он
строит бассейны, роет каналы и проводит воду туда, где была пустыня. Он
исследует мир, чтобы найти новые растения и животных -все, что способно
обильно плодоносить. Он берет растения у природы и совершенствует
их путем отбора и перекрестного опыления. Он использует механизмы для
вспахивания почвы и заботы об урожае. При помощи всех этих средств он
может добиться таких успехов, что все дикое будет цвести, как роза.
Подобные примеры трансформаций так хорошо знакомы нам, что мы не
придаем им должного значения. Мы как-то не помним о том, что в них отражается
внутренняя сила жизни. Посмотрим, какие перемены в традиционном
понятии опыта влечет за собой данная точка зрения. Опыт становится
делом первостепенной важности. Организм не ждет, подобно Микоберу*,
пока что-нибудь случится само по себе. Он не ждет пассивно и безвольно,
когда что-то извне окажет воздействие на него. Организм сам действует на
свое окружение в соответствии с собственной, простой или сложной, структурой.
В свою очередь изменения, произведенные им в среде, сказываются
на организме и его деятельности. Живое создание подвергается влиянию,
страдает от последствий своего собственного поведения. Эта тесная связь
действия и страдания, или подверженности действию, и образует то, что мы
называем опытом. Ни изолированное действие, ни изолированное страдание
не представляют собою опыта.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.