Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Более того, они привели к возникновению сообществ, находящихся в состоянии
стремительных изменений. Повсюду, где влияние прикладной науки
было достаточно ощутимым, человеческие отношения утратили статичный
характер. Старые формы их пошатнулись и в большинстве случаев были
полностью подорваны; это касается сферы семьи, политики и даже религиозных
и моральных привычек, равно как и более узкой области экономических
порядков. Здесь берут начало практически все текущие общественные
проблемы. Но цели и ценности, сформированные в донаучную эру, и могущественные
институты, сложившиеся в тот же период, в конечном счете
сохраняют свое влияние. И жизнь человеческая, как индивидуальная, так и
коллективная, является чрезвычайно волнующей, запутанной и конфликтной.
Либо данное состояние дел не будет учитываться в задачах образования
и школы продолжат свой неприкаянный путь, в основном ограничиваясь
привитием стандартизированных знаний и формальных навыков как
неких конечных целей, которые могут меняться только под давлением временных
социальных потребностей, либо они начнут задаваться вопросом
об отношении школьного обучения к требованиям и возможностям, обусловленным
социальной ситуацией. Если они готовы к встрече с этой последней
проблемой, то вслед за ней возникнут и проблемы соответствующей
реорганизации материалов, входящих в обязательную учебную программу,
методов преподавания и социальной организации школы. Философия образования
не в силах раз и навсегда установить, каким путем данные проблемы
будут решаться. Но она может способствовать должному пониманию
подобных проблем и давать ценные подсказки по поводу того, какие способы
взаимодействия с ними принесут нам наибольшее удовлетворение. Администраторы
и педагоги, которых переполняют идеи, вольны испытывать
и разрабатывать эти идеи, применяя их в реальной работе, чтобы философия
образования благодаря такому союзу практики и теории, стала живым
и развивающимся мировоззрением.
Поэтому я возвращаюсь к вопросу о союзничестве эмпирической прагматической
философии с наукой в споре как с философией истин и принципов,
которым положено быть выше всего, что доказывается при помощи
эмпирических средств науки, так и с философией догматического авторитета,
обычая, рутины и давления сиюминутных обстоятельств. Наука, входящая
в сферу образования, может подтверждать актуальные факты, а также
обобщать их, руководствуясь принципом причинно-следственной связи.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.