Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Пока мы не обратимся
к этому последнему вопросу, вся область идеологического обучения
останется неясной для нас.
Я говорил, что данный вопрос связан с воспитательным влиянием прессы.
При экономическом порядке, основанном на деловом предпринимательстве
с целью получения прибыли, неудивительно, если пресса и сама становится
коммерческим предприятием, работающим на прибыль, и, следовательно,
осуществляет широкую и настойчивую агитацию за порядок, частью
которого она является. Гораздо больше оснований удивляться тому, что
при подобных обстоятельствах может иметь место столь вдумчивое освещение
реальных условий, как это происходит сейчас. Тема отношений прессы
с подлинно государственным образованием, то есть образованием общества,
а также того, что в связи с этим могут делать профессиональные педагоги,
слишком обширна для обсуждения в пределах страницы. Ограничусь
двумя, возможно, побочными, но все же важными замечаниями. Первое—о
том, что учителя, просто из профессионального самоуважения, не должны
покорно воспринимать дезинформацию и попытки запугивания. Добрым
190 191
знаком является то, что в прошлом подобные атаки на образование вызывали
яростное и отважное контрнаступление. Его связь с методом разума самоочевидна.
Если учителя не выйдут на передний фланг борьбы за свободу
разума, дело последнего окажется почти безнадежным, и тогда нам и впрямь
не миновать той эпохи страха, угнетения и подавления, которая носит, причем
законно, имя «фашизм».,
Мое другое замечание представляет собой вывод о том, что единственная
и важнейшая задача школ на сегодня состоит в выработке иммунитета
против пропагандистского влияния прессы и радио. Джулиан Хаксли* в своей
книге «Научное исследование и общественные потребности» (которую
следовало бы прочесть каждому педагогу) говорит, что «первой целью образования
должна быть выработка у людей невосприимчивости к тем бессознательным
предубеждениям, которые им навязывает общественная среда
». Пресса и радио есть два самых мощных средства насаждения подобных
массовых предрассудков. Военная пропаганда и положение в гитлеровской
Германии доказали, что до тех пор, пока школы не разовьют в народе способность
рассуждения — исключительно критическую способность —
предрассудкам и нездоровым эмоциям, естественно, не будет конца и края.
Разумному пониманию общественных сил, обеспечиваемому школой, —
наша первейшая поддержка. Разумное понимание условий и сил, по моему
мнению, не может не стать опорой для новых всеобщих социальных ориентиров.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.