Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Таким и стало предназначение новой логики—нового инструмента
или органона исследования, названной так, чтобы подчеркнуть ее противоположность
органону Аристотеля.
Новая логика содержит и некоторые другие важные отличия. Аристотель
представлял себе разум способным на особую общность с рациональной
истиной. Вдобавок к прославленному высказыванию о том, что человек
есть политическое животное, он еще выразил мысль, согласно которой Интеллект,
Нус не имеет ни животных, или человеческих, ни политических
корней. Он божественно уникален и самодостаточен. По Бэкону, ошибки
порождаются и подкрепляются социальными влияниями, и истину следует
открывать при помощи социальных механизмов, приспособленных для этой
цели. Индивид, предоставленный самому себе, может сделать мало или не
сделать ничего; обычно он запутывается в сети ложных понятий собственного
изготовления. Поэтому крайне необходимо организовывать коллективныеисследования,
входекоторыхлюдиатакуютприродусообща, иэстафета
исследования постоянно подхватывается каждым новым поколением. Бэкон
даже склонялся к довольно абсурдному понятию столь совершенного
метода, при котором можно было бы не учитывать различия природных способностей
людей и все их в равной степени задействовать в производстве
новых фактов и новых истин. Впрочем, эта нелепость была не более чем
обратной стороной его великого оптимистического пророчества об объединенном
и коллективном научном поиске, который характерен для наших дней.
Обозревая набросанную им в «Новой Атлантиде» картину Государства, организованного
для коллективных исследований, мы с готовностью прощаемему
все передержки.
Власть над природой должна была стать не индивидуальной, а коллективной:
как говорит Бэкон, Царством Человека над Природой взамен Царства
Человека над Человеком. Воспользуемся суждениями самого Бэкона с
их обилием красноречивых метафор: «Люди стали стремиться к эрудиции и
знанию... редко руководствуясь искренней целью задействовать свой разумный
дар по-настоящему, с выгодой и пользой для человечества, а скорее так,
словно в знании они искали пристанища своему любопытству и способности
удивляться; словно видели в нем террасу для вольготного взлета и падения
изумленной и переменчивой мысли; или башню, на которую вознесется
их гордый разум; или крепость и командный плац для борьбы и споров; или
лавку для прибыли и продаж; но отнюдь не богатейшую кладезь, умножающую
славу Творца и облегчающую удел человека».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.