Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Поэтому здесь, в отличие от контекста современной
жизни, в понятии потенциала заключена отнюдь не вероятность новизны,
изобретения, радикального отклонения, а только тот самый принцип, посредством
которого желудь становится дубом. Выражаясь формально, это
способность движения от противоположности к противоположности. Только
холодное может стать горячим, только сухое может стать влажным, только
ребенок может стать человеком, семя -стать полноценным злаком и так
далее. Вместо того чтобы подразумевать под потенциалом возникновение
чего-либо нового, в данном случае под ним имеют в виду лишь такую спо
собность, благодаря которой в отдельной вещи возобновляется присущий
ей регулярный процесс, что делает ее, таким образом, особым случаем веч
ных форм, в которых и посредством которых творятся все вещи.
Несмотря на фактически бесконечное число различий среди индивидуумов,
существует лишь ограниченное количество родов, видов и типов. Мир
по сути своей является миром, подразделяющимся на виды; он изначально
разбит на различные классы. Более того, подобно тому как мы, повинуясь
естественным принципам, делим растения и животных по родам, ранжирам
и степеням от низшего к высшему, точно так же мы поступаем и со
всеми другими сущностями во вселенной. Различные классы, к которым
вещи принадлежат по самой своей природе, образуют иерархическую организацию.
В природе существуют своеобразные касты. Вселенная создана
по аристократическому -воистину говоря, феодальному -плану. Роды, виды
не перемешиваются и не перекрывают друг друга, исключения здесь редки
и обязаны случаю или хаосу. Иначе говоря, все заранее отнесено к определенному
классу, а этот класс занимает свои фиксированные позиции в иерархии
бытия. Вселенная, таким образом, представляет собой безупречный
уголок, чья чистота нарушается только теми нерегулярными переменами в
индивидуумах, которые связаны с наличием какой-то упрямой субстанции,
мешающей им всецело подчиниться закону и форме. Другими словами, это
вселенная, в которой всему отведено постоянное место и где все знает свое
место, положение и класс и придерживается их. Поэтому то, чему придается
особое значение конечных и формальных причин, относится к разряду
причин высших, в то время как действующие причины занимают низшую
ступень. Так называемая конечная причина есть просто наименование того
факта, что существует некая неизменная форма, характерная для класса или
типа вещей, управляющая всеми происходящими в них переменами таким
образом, что все они направлены к ней как к своему результату и цели, как
к воплощению своей подлинной сущности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.