Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
К сожалению, его дальнейшие
произведения временами производят такое впечатление, будто эти целостности
представляют собой однотипное вещество, из которого состоят и
субъективное, и объективное, хотя вообще-то различие должно быть, и оно
должно быть связано с типом объекта, к которому мы относим определенное
качество. Если восторжествует эта последняя позиция, то одна из проблем
психолога будет заключаться в выявлении тех условий, при которых
подобное отнесение оказывается возможным, причем вопрос о правильности
отнесения будет вопросом такого же типа, на который мы отвечаем в том
случае, когда, например, вычисляем, каков источник данного звука—ружейный
выстрел или звук запускаемого двигателя автомобиля.
И снова Джеймс говорит, что «опыт изначально представляет нам слитые
между собою объекты, неуловимо и непрерывно связанные со всем остальным
миром, который заключает их в границы пространства и времени,
и потенциально делимые на свои внутренние элементы и части»4. Сказанное
в данном фрагменте равно применимо и к простейшему, и к высокоразвитому
опыту объектов, так как в том же контексте он говорит о «чувственныхтотальностях...
которые дробит избирательное внимание»5. В другом
месте он пишет: «Никто никогда не испытывал так называемого простого
1
В рамках самих ощущений нет ничего такого, что говорило бы о красном, горячем, боли.
Мы их так называем лишь потому, что опыт продемонстрировал нам значение
органического механизма, который пропускает их через себя. То, что цвет видим, а звук
слышим, есть вопрос знания, полученного в результате исследования условий, при
2которых возникает качество, а вовсе не часть качества.
вне вашего ощущения, разумения (лат.).
3 Principles of Psychology. Vol. I. P. 272.
4Ibid. P. 487.
5 Ibidem.
439
ощущения. Сознание (опыт) с первых дней нашей жизни кишит изобилием
объектов и отношений, и то, что мы именуем простыми ощущениями (качествами),
есть результат избирательного внимания, зачастую в высшей степени
настойчивого»1. Подобные фрагменты, несомненно, показывают нам,
что он имел в виду, когда говорил, будто первое ощущение (опыт) ребенка
для него есть целая вселенная, и что «вселенная, которую он узнает впоследствии,
представляет собой не что иное, как расширение и импликацию
этого первого простого зачаточного образа»2. Считать, что в такой момент
имеет место внутреннее дублирование мира в мысли или ощущении,—значит
впадать в то, что Джеймс где-то в другом месте назвал психологическим
софизмом,—это когда в первозданный опыт вкладывают инференциальное,
выводное заключение, к которому психологи пришли в своих специальных
исследованиях, в данном случае—заключение ложное.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.