Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Интеллект
становится склонным к предположениям и новациям. Слабость
былого рационализма. Кантианство. Противоположность немецкой и
британской философии. Реконструкция эмпирического либерализма.
Глава V. Изменения в концепциях идеального и реального 75
Идеализации коренились в неприятии неприятного. Это обстоятельство
отразилось и на философии. Истинная реальность идеальна, а
значит, неизменна, законченна. Поэтому созерцательное познание выше
экспериментального. Контраст такого подхода с современной практикой
познания. Значение изменения. Под актуальными, или реалистическими,
понимаются условия, вызывающие изменения. Идеалы становятся
в большей степени методами, нежели целями. Пример с устранением
расстояний. Изменения в концепции философии. Проблемы,
существенные для философии. Общественное понимание и согласие.
Практическая проблема реального и идеального.
Глава VI. Значение логической реконструкции 90
Нынешнее замешательство в сфере логики. Логика регулятивна и нормативна,
поскольку она эмпирична. Пример из математики. Мышление
491
490
возникло благодаря конфликтам. Очная ставка с фактом. Реакция —
ожидание или предвидение. Важность гипотез. Беспристрастное исследование.
Значение дедуктивной функции. Организация и классификация.
Сущность истины. Истина наречна, она—не вещь.
Глава VII. Реконструкция в области моральных понятий 105
Общие элементы традиционных теорий. Всякая нравственная ситуация
уникальна. Приоритет особых, или индивидуальных, случаев. Несостоятельность
общих целей. Общность целей и правил имеет только интеллектуальную
ценность. Пагубность деления благ на внутренние и
инструментальные. На природные и нравственные. Нравственная ценность
естествознания. Значение открытий в морали. Развенчание фарисейства.
Рост как цель. Оптимизм и пессимизм. Концепция счастья.
Критика утилитаризма. Вся жизнь имеет нравственное значение, поскольку
она учит нас.
Глава VIII. Как реконструкция повлияет на социальную
философию
119
Изъяны нынешней логики социальной мысли. Невнимание к индивидуальным
случаям. Недостатки органической теории общества. Ущербность
понятия о неизменном эго, или индивидуальности. Доктрина
интересов. Реформа морали и институтов. Нравственная проверка общественных
институтов. Социальный плюрализм. Политический монизм,
догма национального государства. Приоритет объединений. Интернациональный
гуманизм. Организация как придаточное понятие.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.