Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Перемены первого типа име
ют, так сказать, слишком внутренний, а другого—слишком внешний характер,
чтобы способствовать какому-то колоссальному интеллектуальному развитию.
Но если появление новой духовной склонности совпадает с глобальными
материальными и экономическими изменениями, то случается нечто
значительное.
Насколько я понимаю, подобное сочетание двух типов перемен было
отличительной чертой новых связей в XVI и XVII веках. Знакомство с обычаями
и традиционными верованиями других народов избавляло людей от
инертности и вялости мысли, вызывало оживленную заинтересованность в
42
новых идеях. Реальные впечатления от путешествий и узнанного потеснили
в душах страх перед чуждым и неизвестным; осваивая новые территории —
в географическом и коммерческом смысле,—люди осваивали и собственную
ментальность. Новые контакты порождали стремление к еще большему
количеству контактов; аппетит к новизне и первооткрытиям рос по мере
его утоления. Консервативная приверженность старым верованиям и путям
неудержимо таяла с каждым новым вояжем в новые дали и каждым новым
известием о чужой стороне. Разуму стали привычны исследования и открытия.
В поисках нового и диковинного разум находил удовлетворение и интерес,
которых для него больше не было в том, что устарело и стало обыденностью.
Более того, сам акт исследования, экспедиции, процесс подготовки
к путешествиям в далекие края вызывали особую радость и трепет.
Эта психологическая перемена сыграла существенную роль в зарождении
нового подхода в науке и философии. Правда, сама по себе она вряд ли
создала бы новый метод познания. Но положительные сдвиги в обычаях и
целях жизни объективно облегчали и ускоряли изменения в сфере духа. Они
к тому же определяли и те пути, на которых новый дух находил себе применение.
Недавно открытые источники благосостояния, золото двух Америк и
новые возможности потребления и обладания начали отвлекать людей от
углубленных раздумий над вопросами метафизического и теологического
свойства, ставя на их место вновь пробудившийся интерес к радостям природы
и самой жизни. Новые материальные ресурсы и новые рынки Америки
и Индии ослабили традиционную зависимость человека от домашнего
хозяйства и ручного производства, ориентированного на ограниченный местный
рынок, и вызвали к жизни серийное крупномасштабное производство
с использованием паровой энергии, необходимое для внешних и постоянно
растущих рынков. За этим последовало развитие капитализма, быстрых
перемещений в пространстве и производство продукции ради обмена
на деньги и получения прибыли, а не ради обмена продукта на продукт и
безостаточного потребления, как прежде.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.