Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
На
самом деле речь об обратном. Силой владеют реакционеры, и не только
силой
армии и политики, но также и силой прессы и образования.
Единственная
причина, по которой они не являются рьяными
пропагандистами применения
силы, состоит в том, что она им уже
принадлежит, поэтому их действия
направлены на то, чтобы прикрыть
свое право на силу идеалистическими
фразами, о чем ярко
свидетельствует их нынешняя манера распоряжаться
инициативой и
свободой индивида.
Данные факты доказывают глубоко пагубную сущность опоры на грубую
силу. Действие и реакция равноценны и взаимообратимы, а под силой
как таковой понимается прежде всего сила физическая. Зависимость одного
из них от силы рано или поздно приведет к тому, что другое тоже призовет
себе на помощь силу. Вся проблема отношений разума с силой слишком
велика для того, чтобы рассматривать ее здесь подробно. Могу только сказать,
что когда силы, имеющиеся в чьем-то распоряжении, столь слепы и
некритичны, что способны приложить всю свою тяжесть, чтобы подавить
свободу исследования и общения, свободу организаций, планирующих изменения
в обществе, то они тем самым не только толкают социальных реформаторов
на ответное употребление силы, но и обеспечивают последним
наилучшее из когда-либо имевшихся у них оправданий подобного шага.
Акцент либерализма на методе разумного понимания обязывает его вовсе
не к неразборчивому пацифизму, а к неограниченному использованию любого
разумного метода, который позволителен в данных условиях, и к поиску
всего, что может быть найдено.
В заключение я хотел бы подчеркнуть один вопрос, освещенный в начале
этого текста. Тема практического значения свободы гораздо более широка,
чем тема отношений власти с индивидом, не говоря уже о том, что
доктрины, согласно которым властное действие и личная свобода при всех
условиях оказываются обособленными и независимыми друг от друга сферами,
просто чудовищны. Власть есть особый и значимый фактор. Но представление
о нем можно составить, только рассмотрев его связи со многими
другими явлениями. Сегодня эти другие явления в основном экономические
и культурные. Что касается первых, то свободу в этой сфере нелепо
было бы понимать как характеристику частного предпринимательства и игнорировать
потрясающие ограничения, которые выпадают на долю работников
умственного и физического труда в равной степени. Что касается явлений
второго рода, то полная свобода человеческого духа и свобода личности
достижимы только при условии эффективных возможностей для участия
человека в освоении и создании культурных ресурсов цивилизации.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.