Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Подобно любой теории, устанавливающей неизменные и конечные
цели, утилитаризм, для которого цели также пассивны и притягательны,
трактует все активные операции как чистые инструменты. Труд превращается
в неизбежное зло, которое необходимо минимизировать. Главной
практической ценностью оказывается стабильность обладания. Материаль
114
115
ный комфорт и легкость жизни ставятся много выше страданий и рисков
экспериментального творчества.
Подобные недостатки в неких воображаемых условиях могли бы остаться
сугубо теоретическими. Но настроения того времени и интересы людей,
пропагандировавших идеи утилитарного толка, сделали эти идеи социально
опасными. Несмотря на то что новые взгляды могли противостоять
старым видам общественных зол, это учение включало в себя элементы,
чреватые новыми социальными несправедливостями либо непосредственно
содействующие их возникновению. О реформаторских попытках утилитаристов
свидетельствовала критика ими тех зол, которые достались
обще-ству в наследство от классовой системы феодализма, -зол
экономических, юридических и политических. Но новый экономический
порядок капита-лизма, шедший на смену феодальному, нес с собой новые
социальные проблемы
и недуги, и некоторые из этих недугов утилитаристы были склонны
покрывать и отстаивать. В свете сегодняшних непомерных стремлений к
богатству и тем удовольствиям, которые обеспечивает богатство, их акцент
на одержимость удовольствиями приобретает совершенно
непривлекатель-ный вид.
Хотя утилитаризм не являлся активной поддержкой нового экономического
материализма, он не располагал и какими-либо средствами борьбы против
него. Общая направленность утилитаризма -подчинение производственной
деятельности ее чистому результату-косвенно способствовала установлению
откровенно торгашеской атмосферы. Несмотря на его озабоченность
всем комплексом общественных целей, он более всего лелеял новый
классовый интерес, а именно интерес капиталистических собственников,
впрочем, наживавших свою собственность исключительно в ходе свободной
конкуренции, а не благодаря покровительству властей предержащих.
Особым упором на стабильность, который делал Бентам, как бы подтверждалось,
что законный институт частной собственности свят, -правда, при
том условии, что он не оставляет места определенным правонарушениям,
связанным с приобретением и передачей собственности. Веаti possidentes1 при
условии, что собственность добыта согласно правилам конкурентной
игры, то есть без дополнительных поблажек со стороны властей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.