Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Сегодня естественные науки куда более тесно вплетены в ход нашего
производства, в то время как в реализации наших политических и общественных
задач нет ничего, хотя бы отдаленно напоминающего науку.
Поэтому проблема, состоящая в том, чтобы продвигаться вперед, а не
скатываться назад, равнозначна проблеме либерализации нашего технического
и профессионального образования. Средний работник знает немного
или не знает ничего о результатах научных процессов, используемых в
той работе, которую он выполняет. Он и сам часто воспринимает свои действия
как рутинные и механические. В этом смысле диагноз, который критики
ставят современному профессиональному образованию, в очень многих
случаях оказывается верным. Но их реакционная терапия включает в
себя утверждение принципа, который к современной системе как раз не подходит.
Вместо того чтобы думать об образовании, которое привьет каждому
идущему в школу понимание научных основ производственных процессов,
они готовы возводить еще более строгие границы между учениками, получающими
профессиональную подготовку и по воле других лишающимися
собственной воли, с одной стороны, и значительно меньшим числом людей,
имеющих полное право на гуманитарное образование, — с другой, в
общем по аналогии с образцом, представленным в греческой философской
литературе. Истинно либеральному и раскрепощающему образованию сегодня
следовало бы не иметь ничего общего с практикой изоляции профессионального
обучения на любом его уровне от непрерывного, преемственного
образования в социальном, моральном и научном контекстах, в которых
должны править бал мудро выпестованные профессии и призвания.
Если не признать, что базой для материалов и методов образования, перед
которым стоит такая задача, служит осмысленный отбор и упорядочение
всего, что является в настоящее время вызревающим и жизненно важным,
а также твердый отказ от того, что уже сослужило свою службу в соответствующую
эпоху, то перед нами откроется прямая дорога к увековечению
заблуждений и конфликтов мира, в котором мы сегодня живем. Про явив
разумную решимость сделать образование таким, каким оно способно
быть, мы могли бы обрести и доверие, и мудрость, оправдывающую это
доверие.
Положение не окажется лучшим и в том случае, если мы обратимся к
средневековой версии греческой теории либерального образования. Бездна,
пролегавшая между слугой и землевладельцем, в Средние века была слишком
незыблемой, чтобы привлекать к себе внимание даже наиболее либерально
ориентированных философов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.