Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
IV
Ранее я уже несколько раз заводил речь о том, как известные представители
человечества, именуемые философами, в XVII, XVIII и XIX веках потрудились
над тем, чтобы разрушить основания космологических и онтологических
руин, которые эмоционально и интеллектуально питали весь уклад
и способ существования западной культуры. Никто не заявлял тогда,
будто научные исследования, которые неслыханно революционизировали астрономию,
физику (включая физическую химию) и физиологию, своей доброй
репутацией обязаны философам. Последние выполнили задачу, которая
в культурном климате той эпохи и при тогдашней инертности общепринятых
норм являлась необходимой предпосылкой всех последующих действий
людей от науки. Это—запротоколированный исторический факт. К данному
обстоятельству и его значению для реконструкции философии надо еще
*источником и началом (лат.).
16
добавить, что в ходе своего специфического труда ученые выработали метод
исследования самого обширного диапазона и глубокого проникновения
в предмет, метод, столь универсальный и легко распространимый, что он
помог им создать некий образец или модель, допускающую, провоцирующую
и даже требующую такой формулировки, которая является уже функцией
философии. Это метод познания, способный самокорректироваться в
действии, извлекающий из собственных ошибок не меньше пользы, чем из
успехов. Ключевым аспектом данного метода является открытие того, что
исследование само по себе равноценно открытию. В рамках специальной,
сравнительно технической сферы естествознания этот процесс открытия,
обнаружения нового и опережения старого — обычное дело. Однако, несмотря
на его центральное значение и для любой другой интеллектуальной
области, нам еще долго придется ждать того радостного момента, когда его
повсеместно признают. Дело в том, что одна лишь мысль об открытии в
области проблем, находящихся под эгидой «духовного», или «идеального»,
и сугубо нравственного, просто шокирует большинство тех, кто в своей собственной
узкоспециальной деятельности допускает его как нечто вполне
ординарное. Все знают, что открытие, если это открытие научное и теоретическое,
на практике венчается изобретением и что для множества физических
аспектов человеческих проблем уже сейчас существует универсальный
метод «изобретения новшеств». В чисто гуманитарной сфере изобретения
появляются редко, и то только под давлением чрезвычайных обстоятельств.
В контексте человеческих проблем и отношений, которые охватывают широкие
массы людей и имеют глубокие корни, одна только идея изобретения
вызывает ужас и страх, признается опасной и деструктивной.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.