Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Они не
содержались в Федеральной конституции, принятой в эпоху реакции против
более радикальных революционных идей; особенно их включению в
Конституцию противился Гамильтон. Но для того чтобы обеспечить ее ратификацию
несколькими штатами, в 1789 году в качестве первых десяти
поправок к ней были добавлены конституционные гарантии гражданских
прав. Однако в них входило лишь немногое сверх того, что представляет
собой общие положения о правах граждан в Великобритании. Единственными
новшествами в наших конституционных гарантиях стали отказ правительству
в праве учреждать религию и больший акцент на праве индивидуума
реализовывать свою свободу в самостоятельном выборе религиозного
культа. В основном гражданскими правами, гарантируемыми индивидам
1 Великая хартия вольностей (лат.).
218
конституцией, были свободы прессы, мирных собраний и дискуссий, а также
подачи прошений.
Я совершил этот небольшой исторический экскурс, поскольку история
может пролить больше света на нынешнюю неразбериху в сфере гражданских
прав. Последовательной социальной философии о различных правах,
входящих в это понятие, до сих пор не существует. Как правило, господствующая
философия диктовалась страхом перед властью и организованной
формой контроля, которым, как предполагалось, на роду написана враждебность
по отношению к свободе индивидов. Поэтому одно из теоретических
обоснований свободы совести, выбора культа, свободы высказываний
(которой на практике оборачивается и свобода собраний) и информации
строилось на базе теории естественных прав -прав, присущих индивиду до
всякой политической организации и независимых от политического авторитета.
С точки зрения данной теории такие права есть нечто вроде прав на
«жизнь, свободу и стремление к счастью», о которых мы знаем по Декларации
независимости*. В них отражены те незыблемые внешние пределы, до
которых могут простираться политические действия.
Этот лейтмотив наиболее явно присутствует в последних двух пунктах
поправок, составляющих Билль о правах, -пунктах, в которых отчетливо
указывается на сохранение за несколькими штатами или народом в целом
всех полномочий, отчетливо не делегируемых Конституцией Федеральному
правительству. Данная поправка к Конституции стала основанием для
мнения большинства по вопросу о судьбе Сельскохозяйственного законодательства**,
которое, таким образом, было признано неконституционным.
На поверхностный взгляд может показаться, что между регулированием сельского
хозяйства и правом, скажем так, на свободные суждения нет ничего
общего.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.