Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Нопритакомтолковании
мы упускаем из виду один важный момент. Отождествление религии с «познаниями
об индивидуальной судьбе» и ощущение, что последствием науки
будет сокрытие, отрицание важности индивидуальности и всего, что происходит
в индивиде и с индивидом как таковым, —вот эта существенная деталь.
Существенная и в негативном, и в позитивном смысле. В силу той
среды, из которой Джеймс вышел, и его становления как личности для него
невозможно было мыслить о религии в понятиях какой-то исторически определенной
ее разновидности, даже если бы это было само христианство в
его чистейшей и наиболее возвышенной форме. Во всем множестве его произведений
о религии едва ли найдется хоть слово по поводу либо какой-то
конкретной доктрины христианства, либо личности его достославного основателя.
Упоминания о церковной практике и символах веры, которые он
делает время от времени, удивительно нелицеприятны, учитывая его миролюбивый
нрав. Вот пример того, в каком духе он о них пишет:
«Естественно-научная подготовка полностью лишила меня сочувственного
отношения к духовному универсуму. Невозможно поверить, чтобы тот
самый Бог, который создал природу, мог испытывать совершенно особую
гордость от того, что его более непосредственными представителями являются
духовники, чем миряне, либо находить сладостным звучание церковной
фразеологии и интонаций, либо нечто интересное для себя в иерархии
дьяконов, архидьяконов и епископов. Нет, он не настолько чопорное существо
».
Иногда говорят, что суть протестантского христианства заключена в утверждении
о непосредственных отношениях Бога с индивидуальной душой.
Если отталкиваться от этого понимания, то можно сказать, что Джеймс довел
дух протестантизма до такой ипостаси, в которой всякая его связь с христианством
утрачивает значение. Интересующее его «знание об индивиду
428
альной судьбе» было универсальным. В вопросе об индивидуальности и ее отношениях
со вселенной он не делал различий между отдельными индивидами. Поэтому та особая
трактовка религии, которая появляется у него, скажем, в «Многообразии религиозного
опыта», просто служит частью его общей философии, и нет никаких оснований оценивать ее
в отрыве от философии в целом. На страницах этой книги он воспроизводит на первый взгляд
до того крайние случаи, что и сам их называет патологическими. Но данный выбор был
продиктован его убеждением в том, что определенные родовые черты в отношении индивида
как такового со вселенной наиболее наглядно представлены именно подобными случаями
и, следовательно, могут быть наилучшим образом изучены только на их примере.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.