Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
У наиболее громко звучащих сегодня заявлений и сетований по этому
поводу есть три тесно связанные друг с другом особенности. Во-первых,
все они направлены против естествознания; во-вторых, они основываются
на учении, согласно которому человек внутренне настолько порочен, что изза
этого невозможно сформировать мораль, имеющую опору в стабильности,
равенстве и истинной свободе и не нуждающуюся в ссылках на внечеловеческий,
внеприродный авторитет; и в-третьих, в них обычно слышится
уверенность представителей некоторых традиционных учреждений, что только
они одни в состоянии сделать все необходимое. Я говорю об этих вещах
не для того, чтобы прямо подвергнуть их критике. Я говорю о них, так как
они представляют собой позицию столь общую, что в ее свете отчетливо
виден путь, по которому философия сможет уйти от своей апатии неприкаянности.
Резко «от противного» данная позиция указывает нам другое русло
возможного развития философии—русло неиссякаемого стремления видеть
и констатировать, что революция, инициированная новой наукой, имеет
созидательное значение для будущего человека (при условии, что мы
проявим твердый здравый смысл, развивая систему принципов и позиций,
или философию, на заданных нам сегодня основаниях).
Актуальный вопрос, возникающий из нападок на новую науку и их плод
-тотальное отвержение человеческой природы, а также из идеи о восстановлении
прежнего авторитета старинных средневековых институтов, состоит
только в том, стоит ли нам идти вперед, в направлении, обеспеченном
этими новыми ресурсами, или последние, в сущности, настолько сомнительны,
что над ними лучше установить контроль, передав их в подчинение авторитету,
который заверяет нас в своей внегуманности и внеприродности,
ибо «природное» принадлежит сфере научного исследования. Для философии
следствием этой постоянно осознаваемой двойственности направлений
стало открытие, что так называемая «современность» еще не сформирована,
еще находится в процессе становления. Ее запутанные конфликты и тревожащие
неясности говорят о смешении самых несовместимых элементов
старого и нового. Поистине современному еще только предстоит войти в
жизнь. Творение его не является непосредственной задачей или ответственной
функцией философии. Эта работа требует решительной, энергичной совместной
деятельности мужчин и женщин доброй воли, состоящей в любом
из полезных занятий и не ограниченной во времени. Еще не было ни одного
абсурдного заявления, будто философы, ученые или люди иной группы образуют
некоесвященное духовное братство, которому вменяется в обязанность
эта работа.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.