Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
(Слово
«ценить», как я уже когда-то давно отмечал, двусмысленно, так как обозначает
одновременно суждение или оценивание, а также непосредственно чувство симпатии,
привязанности, наслаждения, трепетное отношение и прочее.) Раз уж м-р Райс в данной
статье приписывает мне отождествление того, что я называю неоэмпиризмом, —чтобы
отличать его от традиционного сенсуалистического эмпиризма, — и научного метода с
«инструментализмом», то я должен сделать еще одно добавление: единственное, с чем
я его отождествлял и отождествляю, — это с «гипотетико-индуктивным методом».
3
В работе м-ра Райса есть и третий тезис, с которым, несомненно, связано
название его статьи. Этот тезис слишком независим от двух только что упомянутых,
чтобы удостоиться особых рассуждений на собственный счет, и мы его
соответственно в нашей ответной статье не касаемся.
327
I
Первое из этих двух положений поднимает проблему факта, реального. Факт,
о котором здесь идет речь, имеет столь фундаментальную природу, что с
логической проблемой очевидного основания, на весомость которого опирается
оценочное суждение, он соотносится или связан ничуть не бо-лее, чем с любым
другим представителем всего множества философских вопросов. Поэтому я буду
рассматривать эту проблему как проблему факта, однако с той оговоркой, что, с
точки зрения м-ра Райса, факт, как он его понимает, играет важную роль в
суждениях о «ценностях». М-р Райс убежден, что такие явления, как «формы, цвета,
видимые движения», обладают качествами, равно доступными для обозрения
какому-то числу наблюдателей, и поэтому они принадлежат к публичному и
«объективному» типу существования. Противоположность подобным явлениям
составляют такие явления, как «мышечные ощущения», невысказанные или
нереализованные в действии мысли, чувства аффективного характера и прочее.
Последние подлежат наблюдению лишь одного-единственного лица, или
«интроспективному», и поэтому относятся к приватным, субъективным. У него
отчетливо проводится мысль, что «и возникновение, и качество этих явлений
непосредственно может наблюдать только тот индивид, в организме которого они
возникают». С физиологической стороны они обусловлены индивидуальными и
внутренними механизмами восприятия, в то время как внешние сенсорные
механизмы обусловливают явления публичной и «объективной» природы.
В обсуждении этой проблемы факта есть одна трудность. Явление того рода,
о характере которого мы спорим, по определению не может быть доступно сразу
двоим наблюдателям, то есть, следовательно, Райсу и мне одновременно.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.