Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Следовательно, чем
больше мы узнаем о природном мире, тем больше в нашем распоряжении
интеллектуальных средств для анализа, описания и понимания человеческого
опыта. Невозможно определить составляющие последнего, если всего
лишь прямо и пристально смотреть на него; мы сумеем сделать это, только
истолковав его в понятиях природного мира, данного в этом опыте.
Пример абсолютного соответствия между элементами человеческого
опыта и элементами природы содержится в каждом предельном обобщении
Уайтхеда. Я приведу пять вариантов подобного соответствия. (1) Изменение
есть настолько отличительная черта сознательного опыта, что последний
был с некоторыми передержками назван чистым потоком. Всякая актуальная
целостность во вселенной пребывает в процессе; в каком-то смысле
она сама есть процесс. (2) Два сознательных опыта никогда в точности не
копируют друг друга. Творчество и новизна—неотъемлемые характеристики
природы. (3) Сознательный опыт отличается сохранностью—способностью
памяти в самом широком смысле этого слова и предвидения. Природе
также свойственна преемственность. Любое актуальное явление может
много чего рассказать о других явлениях и обретает объективное бессмертие
в явлениях-преемниках. (4) Каждый сознательный опыт предполагает
некий фокус, или центр определяющей перспективы. Примеры этого
принципа дает и природа. (5) Любой сознательный опыт представляет со
1 Process and Reality. P. 4; Adventures of Ideas. P. 285.
444
бой совершенно независимую пульсацию в непрерывном потоке. Контину
альность природы предполагает индивидуализацию и поливалентность в
рамках безостановочного потока.
Я отнюдь не делаю из этого вывод, что Уайтхед пришел к своим обобщениям,
примеры которых мы только что процитировали, путем непосредстввнного
выстраивания такого комплекта парных подобий. Но если только
я не прочел его абсолютно неадекватно, эти соответствия действительно
имеют место, причем фундаментальное место в его системе и методе. Как
он сам говорит: «Всякая доктрина, авторы которой не желают выносить человеческий
опыт за пределы природы, должна отражать тот факт, что в описании
опыта участвуют те же факторы, которые входят в описание не столь
определенных природных существований... Мы должны либо принять дуализм,
хотя бы в качестве условной доктрины, либо указать идентичные элементы
в человеческом опытеи физической науке, которые связывают ихдруг
с другом»1.
Теперь я обращусь к иному аспекту соответствия—использованию результатов
естествознания в качестве средств интерпретации человеческого
опыта.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.