Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Для меня не столь важно спорить непосредственно с данной точкой
зрения. На самом деле ее даже можно принять, поскольку она служит ин
дикатором ключевых проблем, связанных с реконструкцией в философии.
Ведь она как бы от противного указывает нам единственное в современных
условиях направление, открытое для интеллектуальных и нравственных
изысканий. Для всех считавших, что естествознание естьfonsetorigo1не
преодолимых и тяжких зол нашего времени, абсолютный вывод состоит в
необходимости подчинить науку какому-то специально установленному «ав
торитету». Альтернативой такому выводу является реконструкция, всеоб
щая и столь фундаментальная, что ее началом должно быть признание сле
дующего факта: если все зло, происходящее сегодня якобы от вмешатель
ства «науки» в наш общепринятый образ жизни, совершенно непреодоли
мо, то это лишь потому, что до сих пор никто не предпринял сколько-ни
будь системных попыток подвергнуть «мораль», лежащую в основе ста
рых, законоподобных устоев, научному исследованию и анализу. Именно
этот материал ждет реконструктивной работы, которую следует совершить
философии. Чтобы исследование вторглось в сферу человеческих дел и,
стало быть, в сферу морального, ей предстоит проделать то же самое, что
совершили философы нескольких последних веков для проникновения на
учного исследования в область физических и физиологических условий и
аспектов человеческой жизни.
Предлагая вашему вниманию данный взгляд на то, что же требуется
философии для соответствия современным проблемам человека и восстановления
ее иссякающей жизненности, мы вовсе не намерены отрицать, что
внедрение науки в сферу деятельности и интересов человека имеет и разру
шительный аспект. На самом деле вышеизложенные соображения о назревшей
реконструкции в философии основаны на том, что такое вторжение,
поскольку оно уже приняло характер воинственной угрозы старым порядкам,
является одним из основных факторов формирования нынешней человеческой
ситуации. И хотя на долю науки как стороны ответственной и виновной
выпадает чудовищно односторонняя критика, которая подчеркивает
1 источник и начало (лат.). Здесь и далее перевод иноязычных слов и выражений
осуществлен для настоящего издания. — Ред.
12 13
только сопутствующие разрушения и отрицает все богатство ее многочисленных
и великих преимуществ для человека, эту проблему, безусловно,
нельзя разрешить при помощи одного лишь сравнительного перечня потерь
и обретений человека, в котором, как хочется верить, последние окажутся в
большинстве.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.