Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Лучшей
гарантией коллективной работоспособности и могущества является свобода
и участие всего разнообразия индивидуальных способностей в проявлении
инициативы, планировании, предвидении, энергичном действии и терпении
в реальном деле. Личность должна быть образованной, но она не может
быть образованной, если ее функции ограничены чем-то техническим и
специальным либо какой-то малозначительной для жизни формой отношений.
Полноценная образованность находит место только в том случае, когда
каждая личность принимает ответственное, сообразное своим способностям
участие в формировании целей и политики социальной группы, к которой
она принадлежит. В этом факте зафиксировано все значение демократии.
Демократию нельзя воспринимать как явление сектантское или расовое,
а также как освящение некоторой формы правления, законность которой
уже подтверждена конституцией. Демократия есть не более чем имя для
того факта, что человеческая природа способна к развитию только тогда,
когда ее элементы задействованы в работе над вещами общественного
значения, ради которых мужчины и женщины объединяются в группы: семьи,
производственные компании, правительства, церкви, научные общества
и так далее. Принцип демократии действует в рамках не более чем одной
конкретной формы ассоциации, -скажем, промышленной и торговой,
равно как и организации правительственной. Отождествление демократии с
политическим демократическим режимом, с чем связана большая часть ее
поражений, обязано, впрочем, традиционным идеям, превращающим индивида
и государство в готовые, неизменные сущности-в-себе.
Найдя адекватное воплощение в общественной жизни, идеи вольются в
некий моральный фундамент, вследствие чего идеи и верования станут более
глубокими, начнут передаваться и поддерживаться бессознательно. Они
обогатят воображение, но умерят желания и аффекты. Они не составят комплекс
идей, которые следует разъяснять, оправдывать и доказательно отста
ивать, а будут представлять собой непринужденный способ видения жизни.
Впоследствии они станут своего рода религиозными ценностями. Возродится
дух религиозных верований, так как теперь он придет в гармонию
с неоспоримой верой людей в научные положения и их обычной, повседневной
социальной активностью. Будет отнюдь не обязательным вести тихую,
почти незаметную и как бы смиренную жизнь, непрерывно вгрызаясь
и углубляясь с анализом в толщу научных идей и убеждений. Идеи и верования
станут глубже и интенсивнее, но не таким путем, а вследствие того, что
их будут питать человеческие эмоции и преломлять образное видение и
возвышенное искусство, в то время как сейчас они держатся только на более
или менее сознательном усилии, целенаправленной рефлексии и осмыслении.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.