Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Он должен был стать логикой открытий, а не логикой аргументов,
доказательств и убеждений. Старая логика даже в лучшей ее части
представлялась Бэкону логикой обучения тому, что уже известно, а обучение
в свою очередь — внушением идей, подчинением порядку. Согласно
аксиоме Аристотеля, то, что уже кому-то известно, только и может быть изучено,
и прирост знания заключается в простом сведении воедино всеобщих
истин разума и единичных истин ощущения, которые прежде констатировались
раздельно. В любом случае обучение означало прирост знания, а рост
есть нечто из разряда становления, изменения, и как таковой он, согласно
философии античности, значит меньше, чем обладание знанием в результате
самодостаточных силлогистических манипуляций над тем, что уже известно,
—то есть доказательства.
В противоположность такой позиции Бэкон горячо отстаивал мысль о
превосходстве открытия новых фактов и истин над доказательством истин
старых. Существует только один путь к открытиям — это исследование, глубоко
проникающее в тайны природы. Научные принципы и законы не лежат
на поверхности природы. Они укрыты в природе, и их надо добыть у нее
при помощи энергичных и искусных приемов исследования. Ни рассужде
ние по правилам логики, ни пассивное накопление какой-то суммы сведе
ний, которое древние называли опытом, неспособны за них ухватиться. Ак
тивное экспериментирование должно втиснуть очевидные факты природы в
формы, отличные от тех, в которых они, как правило, предстают перед нами,
и таким образом заставить их говорить правду о самих себе, подобно мучи
телю, способному вынудить упирающегося свидетеля раскрыть то, о чем он
умалчивает. Чистый разум как средство приближения к истине похож на
паука, выплетающего свою паутину из самого себя. Паутина регулярна и
искусна, но она всего лишь ловушка. Пассивное накопление опыта —тра
диционный эмпирический метод—напоминает работу муравья, озадачен
но снующего по кругу, собирая и громоздя горы всяческих материалов. Ис
тинный метод, тот, которому стал бы следовать Бэкон, сравним с действия
ми пчелы, которая берет вещества из внешнего мира, подобно муравью, но,
в отличие от этого усердного создания, крушит и видоизменяет добытый
материал, чтобы заставить его отдать таящиеся в нем сокровища.
Противопоставляя власть над природой подавлению умов и возвеличивая
метод открытия над методом доказательства, Бэкон одновременно утвердился
во мнении, что прогресс является целью и критерием истинного
познания.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.