Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
IV
В соответствии с задачами данной статьи до сих пор мы уделяли основное
внимание необходимости различать между вещами непосредственного
опыта (который также можно назвать повседневным опытом, если это понятие
столь широко, что включает относительно незаурядный опыт поэтов и
нравственных пророков) и чем-то другим. Как лучше назвать это «нечто другое
»? Можно назвать его физической сферой, то есть материалом физических
наук. Но это название лишь помогает точнее обозначить проблему, решения
оно не дает. Поэтому здесь я обращусь к специфическому постулату,
подходящему к данной конкретной дискуссии, а именно—к постулату, который
гласит: «кем бы мы ни были—древними людьми или современными,
мы можем иметь дело только с вещами, в некотором смысле данными в
опыте». С точки зрения этого постулата проблема состоит в том, чтобы выразить
связь между физической сферой и обыденными объектами повседневного
опыта в понятиях опытной ситуации. Когда наш опыт сопровождается
верой в возможность его собственного бесконечного расширения, то
интерес к условиям, от которых зависят действия, наслаждения и страдания,
составляющие непосредственный опыт, является интегральной частью
этого самого опыта. Гипотеза, которую мы здесь предлагаем, состоит в том,
что собственная неповторимая природа физической области представляет
собой условия, на которых основывается обладание вещами или отторжение
вещей в непосредственном опыте. Можете ли вы вообразить себе какой-
либо метод выхода вовне и за пределы вещей непосредственного опыта,
кроме метода приближения к тем условиям, от которых они зависят?
Все понимают, что единственный способ контролировать появление каких-
то конкретных событий—идет ли речь об их провоцировании или, напротив,
предотвращении—состоит в познании их взаимосвязей. Также всем
хорошо известно, что современная наука в отличие от античной занимается
определением подобных условий, и еще, что их поиск сопровождается созданием
всякого рода технологий, благодаря которым сфера вещей, данных
и могущих быть данными в опыте, уже бесконечно расширилась. Всякий
изучающий философию знает, что греческая философия ставила интерпре
тацию вещей в понятиях «формальной» и «конечной» причин выше интерпретации
их в понятиях «действующих» причин: иными словами, в большей
степени ее задачей было определить посредством дефиниций и классификаций,
каковы вещи и почему они таковы (то есть каким целям они служат),
нежели решить довольно второстепенный вопрос о том, как они приходят
в бытие.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.