Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Не так-то просто воссоздать
ее даже в качестве отдельного и абстрактного элемента теории.
Ввиду того что эта традиция пронизывает, оплетает собою все детали
рефлексии и наблюдения, все планы и правила действия, невозможно воссоздать
ее в памяти в чистом виде. И все же мы можем добиться наилучшего
результата, вообразив себе абсолютно замкнутый универсум, нечто заслуживающее
имени вселенной в буквальном и зримом значении -с Землей
как фиксированным и неизменным центром и фиксированной же периферией,
по которой протянулась небесная арка из неизменных звезд, движущихся
в вечном круге божественного эфира, окаймляющего все сущее, содержа
его в единстве и порядке. Земля, хоть и находится в центре, является все же
самой низменной, плотной, наиболее материальной, наименее значимой и
благой (или совершенной) частью закрытого мира. Это сфера максимальной
неустойчивости и непостоянства. Она наименее разумна, а стало быть,
наименее примечательна, или постижима; наше созерцание она вознаграждает
минимально, вызывает в нас минимум благоговения и дает минимум
руководства для действия. Между этим громоздким материальным центром
и нематериальными, духовными вечными небесами простираются конечные
вереницы лунных, планетарных, солнечных и прочих сфер, каждая из
которых обладает тем большим значением, ценностью, разумностью и подлинностью
существования, чем дальше отстоит она от Земли и чем ближе к
божественным небесам. Каждая из таких сфер содержит свою долю земли,
воды, воздуха и огня в предназначенной ей пропорции -таковы они до
самого небесного свода, который превыше всех этих пропорций и элементов,
поскольку составлен, как я уже говорил, из нематериальной неизменной
энергии, называемой эфиром.
Внутри такой компактной и запертой изнутри вселенной, разумеется,
происходят свои изменения, однако все они сводятся к небольшому числу
неизменных видов и происходят лишь в фиксированных рамках. Каждому
типу вещества в этом универсуме присущ особый характер движения. Земные
сущности по природе своей тяжелы, ибо плотны, следовательно, они
стремятся долу. Огонь и высшие сущности легки и потому устремляются
вверх, как им и надлежит; воздух поднимается только над поверхностью
планет, принимая затем горизонтальное движение, совершенно естественное
для него, о чем свидетельствуют явления ветра и дыхания. Эфиру, который
является высшей из всех физических сущностей, свойственно исключительно
круговое движение. Суточное вращение неизменных звезд есть
точнейшее из возможных подобий вечности, а также самопроизвольного
51
50
оборота сознания вокруг собственной идеальной оси разума.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.