Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В наиболее спокойные времена авторитет привычки и
нормы намного превосходит другие силы. Социальный кризис означает, что
их влияние в значительной мере ослаблено. Следовательно, более отчетливо
в игру вступают другие силы. Реакционеры,стремящиеся предотвратить
любые изменения старого порядка, находятся во власти темных сил, которые
толкают их на использование грубого насилия, но в наименее явной
форме принуждения, запугивания и разнообразных видов косвенного
давления. Не разбираясь в социальных вопросах—не понимая их именно
вследствие фальшивого образования, а также и упорного нежелания познавать,
—реакционеры противятся изменениям необдуманно. Те, кто пострадал
от старых порядков, в свою очередь воспринимают призыв к прямому
188 189
использованию силы как единственное средство, имеющееся в их распоряжении.
Из-за интеллектуального давления, пережитого ими в период своей
собственной учебы, они не располагают достаточными знаниями о возможностях
производить общественные изменения другим путем, нежели силой.
Короче говоря, социальное значение академической свободы состоит в
том факте, что без свободы исследования и свободы преподавателей и учащихся
в изучении действующих сил общества и возможных средств управления
ими нельзя выработать у молодежи привычки к продуманному действию,
необходимой для благополучного развития общества. Воспитание
добропорядочного гражданства в простых и довольно стабильных условиях
—это одно. Но это совсем другое, когда условия запутанны, сложны и неопределенны,
когда дело идет к разделению и борьбе классов. Всякий фактор
способствующий ограничению свободы образования, дает фору насилию
как последнему способу повлиять на необходимые перемены. Всякий
фактор, способствующий либерализации образовательного процесса, дает
фору разумным и верным методам ориентирования общественных изменений,
которые бы, так или иначе, произошли, на более справедливые, честные
и гуманные цели.
IV
Навязывание идей включает в себя существенный момент, который, как
мне кажется, еще не был прояснен во всей своей важности. В связи с этим я
намерен сказать несколько слов относительно функций государственной
прессы. В центре нашего внимания — вопрос о методе. Будем исходить из
того, что школа обязана иметь некую социальную ориентацию, а также из
того, что эта обязанность «заложена в природе образования... в личности
педагога, в жизни школы, в отношениях учащихся друг с другом и с преподавателем,
в структуре и механизмах школьного управления, в самой архитектуре
школьного здания», равно как и в преподаваемых предметах.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.