Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ей было заказано «исследовать
современное состояние философии и роль, которую философия могла
бы играть в послевоенной действительности». Заказ исходил и финансировался
из непрофессионального источника — Фонда Рокфеллера. Данное
обстоятельство говорит о том, что тема имеет не только узкоспециальный,
но и общественный интерес. На это указывает и фраза, раскрывающая поставленную
перед Комитетом задачу. Комитет попросили исследовать «функцию
философии... в создании свободной и вдумчивой жизни людей в сообществе
», а также рассмотреть «роль философии в гуманитарном образовании
». Книга вышла под заголовком «Философия в американской системе
образования».
Судя по заголовку, Комитет ограничился выполнением самой узкой из
двух возложенных на него задач. Такое чувство, за редкими исключениями,
создается в процессе чтения всей книги. Начавшись с вопросов «Что мы
пытаемся делать? Куда, как нам кажется, мы идем?», введение к докладу
продолжается словами: «В современных обстоятельствах не существует какой-
то официально принятой основы для доктрины по имени «философия»
—основы, отстаивать которую имели бы право избранные для такого дела
ораторы. Есть философия и есть философы, и все они философски расхо дятся
во взглядах именно на те вопросы, которые, собственно, и призваны
рассматривать». Искренностью этого признания Комитет снискал полное
доверие
с нашей стороны. Но, помня об интересе людей, не принадлежащих
к философскому кругу, я смею полагать, что слова, процитированные мною
выше, говорят им о современном состоянии и роли философии гораздо больше,
чем все, что сказано в целой книге.
Это очень серьезное признание. В основе его лежит тот факт, что внутренние
разногласия Комитета, не давшие ему заняться наиболее важной из
135
двух поставленных задач, воспроизводят в интеллектуальной форме заблуждения
и конфликты, раскалывающие общество в целом. Прежде чем обвинять
философов в отсутствии единства, мы должны постараться понять, что
согласие между ними в современном мире верней всего указывало бы на то,
как формальна философия, как всецело удалена она от проблем и вопросов
реальной жизни.
Поэтому я предлагаю рассмотреть современную ситуацию в философии
с точки зрения ее важности для человека. Законное место тех расхождений
в выводах, на которых строятся всяческие системы и «измы», — это
среда профессиональных философов, это стены учебных заведений, где преподается
философия. Для общественности же они куда менее значимы, чем
вопрос о том, что пытаются сделать философы и что они могли бы сделать,
если бы имели на это решимость.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.