Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Что бы ни было епархией внешнего авторитета,
самостоятельное мышление всегда вызывает у него подозрение и неприязнь.
Однако мышление -не единственный способ искать персональный выход
из трудностей. Как мы уже убедились, мечты, помыслы, эмоциональные
Идеализации -это пути, которые избирают люди, когда они не хотят, чтобы
1как солдаты (лат.; англ.).
93
их настигла волна неурядиц и конфликтов. Согласно современной психологии,
многие системные заблуждения и психические нарушения, а возможно
и истерия как таковая, зарождаются как механизмы обретения свободы
от проблемных, конфликтных ситуаций. В свете подобного рода соображений
более отчетливыми становятся те черты мышления, которые существенным
образом характеризуют его как способ реакции на затруднение. Скорые
«решения», о которых шла речь, не освобождают человека от конфликтов и
проблем; они освобождают его только от ощущения их. Они прячут его сознание
от этих проблем. Из-за того, что в действительности конфликт остается,
а в мыслях он избегается, и возникают ментальные неполадки.
Поэтому первая отличительная характеристика мышления заключается
в том, что оно исходит из фактов, является исследованием, быстрым и широким
«охватом» реальности, наблюдением. Ничто не причинило большего
вреда успешному ходу такого смелого начинания, как мышление (и логике,
которая отражает и формулирует ход этого начинания), чем привычка
считать наблюдение чем-то внешним и первичным по отношению к мышлению,
а мышление -чем-то способным идти впереди и не включать в себя
наблюдение новых фактов как неотъемлемую часть. Всякое приближение к
такому «мышлению» на самом деле приближает нас к только что описанному
способу ухода от реальности и самообману. Оно подменяет исследование
тех черт ситуации, которые порождают проблему, эмоционально приемлемой
и рационально согласованной цепью значений. Оно ведет к тому типу
идеализма, который метко называют интеллектуальным сомнамбулизмом.
Оно создает класс «мыслителей», далеких от практики и, стало быть, от того,
чтобы испытывать собственные идеи на предмет их реальных последствий,
-социально самонадеянный и безответственный класс. Таковы условия,
при которых возникает трагическое разделение теории и практики и которые
ведут к непомерному возвеличению теории в глазах одних и непомерному
презрению к ней со стороны других людей. В этих условиях закрепляется
понимание практики как сферы дремуче-звериного и безнадежно-рутинного
именно потому, что мышлению и теории при этом отводится особая,
благородная область.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.