Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
С
еще более удивительным бесстрашием Кольридж заявлял, что церковь в своем
статусе института не является поистине религиозным объединением. По
его словам, «религия может быть неотъемлемой спутницей, но никак не глубокой
созидательной целью того государственного института, который волею
злой судьбы или по крайней мере досадной ошибки величается церковью,
то есть словом, даже в своем самом лучшем смысле подходящим только
к Церкви Христа». Далее, этимологически, несомненно, основываясь на
первоначальном значении клира как связанного с клерками (грамотными
людьми) или писарями, он продолжает говорить в том духе, что «клерикалы,
духовенство нации, или государственная церковь, в изначально принятом
смысле этих понятий или их первичном предназначении включали в
себя ученый люд всевозможных наименований: мудрецов и профессоров от
законности и юриспруденции, от медицины и психологии, музыки и гражданской
и военной архитектуры, с их общим математическим инструментарием,
—короче говоря, все искусства и науки, усвоение и применение которых
обусловливает цивилизацию государства на равных с теологическими
идеями». Последние, продолжает он, справедливо претендуют на превосходство
над всеми остальными факторами таковой, но лишь потому, что «теология
явилась корнем и стержнем познаний цивилизованного человека,
потому что это она обеспечила единство и циркуляцию живительных соков
во всехдругихнауках, только благодарякоторымнапоследниеи стали смотреть
как на элементы, образующие живое древо познания». Тех представителей
официальной церкви, которыхназывают «духовенством» в узком смысле
этого слова, следует в первую очередь рассматривать как воспитателей
душ, и, по Кольриджу, это очень даже неплохо, что, прежде чем стать пасторами,
они должны выучиваться на простых сельских учителей.
Очевидно, что ввиду отсутствия единой официальной церкви в Соединенных
Штатах Америки эта часть учения Кольриджа не могла оказать непосредственное
влияние на идеи Марша. Разумеется, и для него было естественно
думать, что такое положение вещей, при котором институциональная
церковь является не более чем внешним выражением или телом церкви
внутренней и духовной, соответствует более высоким принципам, чем те,
которые нашли бы отражение в церкви, учрежденной по каким-либо политическим
мотивам. Но косвенно и другие идеи Марша развиваются в подобном
же направлении, хотя и с такими отличиями, которых не могло в свою
очередь не обусловить отличие политической организации Великобритании
от таковой в нашей стране.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.