Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Теперь я перехожу к основному моменту, к гвоздю программы—толкованию
Джеймсом природы эго и осознания ее нами, в котором исчезает
субъект дуалистической психологии и на его место встает эмпирическое и
поведенческое эго. Говоря о природе «себялюбия», или эгоизма, он писал:
«Итак, поскольку слова «я» и «эго» вызывают у нас определенное чувство
и представляют своего рода эмоциональную ценность, они обладают
объективным значением, ибо под ними подразумеваются все те вещи, благодаря
которым в потоке сознаниярождается проявление определенного,
особого свойства».
Он подробно развивает данную позицию в связи с вопросом о телесной,
или материальной, и социальной ипостасях эго, которые упоминал ранее.
Общая или теоретическая позиция его по данному вопросу такова:
«Чтобы я обрел эго, которое мог бы лелеять в себе, природа сперва должна
предоставить мне некий объект, достаточно интересный для того, чтобы
я инстинктивно пожелал оценить в нем его собственное достоинство.
То, что случается с ними (с нашими телами), пробуждает в нас эмоции и
склонности к действию более энергичному и естественному, чем любые действия,
вызываемые иными частями доступной наблюдению области».
Мое социальноесебялюбие,интерескпредставлениям,которыесложились
обо мне у других людей, является в то же время интересом к ряду объектов,
внешних поотношению к моему мышлению4.
1 Principles of Psychology. Vol. I. P. 224.
2Ibid.Vol.II.P.8.
3 Ibid. Vol. I. P. 319. Вербально здесь сохранен дуализм —в упоминании «потока
сознания». Но в данном случае, если мы заменим его словами «непрерывный поток данных в опыте
вещей», ничего не изменится, а кроме того, эго или личность здесь открыто выражены как
объективные; уменьшенные заглавные буквы воспроизводятся по оригиналу.
4
Ibid. Р. 319——321. Ср. со следующим: «...остается фактом... что некоторые особые
виды вещей способны вызывать этот интерес сильнее и прежде, чем другие, и что они составляют меня
естественного. Но все эти вещи — объекты(р.325). Обсуждение частного вопроса об эгоизме есть
импликация предшествующего суждения Джеймса о том, что человеческое эго представляет собой
«общую сумму всего, что он может назвать своим», всех объектов, которые он ценит, о чем
свидетельствует его позитивный к ним интерес (vol. I. Р. 291).
440
Однако в дополнение к материальному и социальному эго Джеймс постулировал
еще одно эго, которое он назвал «духовным».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.