Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Таким образом, мы просто изложили суть вопроса, которая не изменится и в том
случае, если когда-нибудь в будущем естествознание отвергнет атомистическую теорию и
на место атомов поставит что-то иное.
276 277
философии природы такое же значение, как и нечто, выполняющее такую
роль в максимальной мере, то есть математическая физика, эта суть есть
позиция, которой, как я говорил, обязана держаться любая теория, признаю
щая, что опыт есть продолжение природы.
Данный вопрос приобретает еще большее философское значение благо
даря тому факту, что качества и ценности, отличные от черт, характерных
для объектов естественных наук, как мы их теперь понимаем, люди когда
то совершенно не выделяли из всей массы материала, считавшегося науч
ным. Вся классическая космология или теория природы строилась именно
на таких неделимых представлениях. Разрушил подобную космологию толь
ко прогресс в самом естествознании. Судя по истории современной филосо
фии, данное разрушение привело к тому самому кризису, который выразил
ся в таких раздвоениях, как непримиримые дуализмы субъективного и объек
тивного, сознания и материи, опыта и природы. Возникшая в результате
проблема—из тех, с которой должны в равной степени считаться все фило
софии. Любой конкретный взгляд, например, тот, что я здесь отстаиваю,
можно наиболее глубоко критиковать только с позиций какой-то альтерна
тивной теории, хотя теория дуализма имеет и собственные проблемы и труд
ности, чему в изобилии дает подтверждения история современной мысли1.
Признание и доказательство непрерывной связи опыта и природы представ
ляет определенные трудности. Но невозможно справиться с ними, равно как
и опровергнуть дуалистическую теорию, просто переведя все, что в ней
говорится, в понятия другой теории, согласно которой наличие в опыте
че-ловеческого фактора не позволяет нам из своей сферы опыта
дотянуться до чего-либо внечеловеческого или физического.
(2) Процитированный выше пассаж о «реальном бытии» атома
отража-ет четкий контраст между суждениями о кратком периоде, или
«отрезках» жизни природы, и суждениями о долгом временном
промежутке этой жиз-ни, достаточно долгом для того, чтобы включать в
себя историю прихода человека в мир и его опытов. Чтобы вам было легче
меня понять, я должен рассмотреть все прежде сказанное о происхождении
и функции природных явлений, о предпосылках и последствиях их
развития сквозь призму перс-пективы, обусловленной этим акцентом на
необходимости создания теории о природе и связях человека в природе (а
не с природой), основанной на идее их преемственности во времени.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.