Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
М-р Хатчинс писал:
«Нам известно, что существует некий естественный моральный закон,
и мы можем постичь, что он собой представляет, поскольку знаем о том, что
человеку присуще естество и мы можем его постичь. Природа человека, бу
дучи одной и той же повсюду, лишь затушевывается, но не изглаживается
различными условиями различных культур. Отличительное качество чело
веческой природы... состоит в том, что человек—это разумное и духовное
существо...» (Fortune. June, 1943).
Итак по своей изначальной и необходимой природе люди одинаковы во
все века, во всех краях и культурах. С человеком или с физическим, биоло
гическим и общественным миром, частью которого он является, не может
произойти ничего такого, что изменило бы его природу. Поэтому принципы,
авторитетно управляющие его поведением и нравственной верой, прочны и
незыблемы. Более того, он постигает их благодаря особой способности, не
зависимой и стоящей выше тех методов, при помощи которых в азартном
исследовании с опорой на данные опыта он открывает новые факты отно
сительно природы своего Я, общества и физического мира.
Подобный взгляд абсолютно не нов. Мы знакомы с ним с раннего
детства. Это самый стандартный, общепринятый элемент изрядной доли
нашего воспитания в семье и воскресной школе. Тем не менее он выражает
провинциальное и условное мировоззрение, характерное для донаучной
культуры, если подразумевать под наукой то, что она представляет собою
сегодня. Люди, уж во всяком случае не менее проницательные, чем те, кто
сегодня заявляет об абсолютной однородности человеческой природы и
морали, к примеру сам Аристотель, внушали нам аналогичные представления,
но по поводу иных природных объектов. Астрономические и биологические
науки однажды были так же крепко поставлены на фундамент вечного
однообразия, как теперь его прочат в качестве основания для этической
науки и философии. В области астрономии господствовало представление,
будто высшие небесные сферы со всем, что в них входит, вечно были и
вечно будут пребывать в неуклонном движении по кругу. Идеи современной
астрономической науки показались бы людям той эпохи декларацией
беспорядка и хаоса. Выводы, сделанные в сфере биологии, об абсолютной
неизменности и однообразии видов растений и животных были признаны
разумными и необходимо истинньгми основаниями для всего научного знания.
Короче говоря, воззрение, активно пропагандируемое сегодня в сфере
морали, когда-то уже было доминирующим в естествознании.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.