Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ведь если «субъективных»
явлений указанного вида не существует, то, разумеется, нельзя говорить о
том, что субъективные явления очевидны как основания для оценки или
чего-то другого.
Однако нам не удастся так лихо разделаться с актуальным вопросом,
касающимся оценок. Я не отрицаю существования такого рода предметной
сферы, которую м-р Райс называет приватной и внутренней. Напротив, мы
тоже признаем, что материал этого рода (будь он субъективный или объективный)
и есть тот самый материал, по поводу которого или в связи с которым
совершаются оценки. Проблема очевидностного статуса суждений о
подобном материале, стало быть, по-прежнему стоит перед нами. Теперь
нам предстоит обсудить ее логический аспект, в отличие от фактического. К
тому же м-р Райс в своей последней статье привел такие примеры, которые
помогут нам осветить данный вопрос.
Поэтому позвольте мне начать с самого что ни на есть настойчивого
повторения того факта, что под вопросом стоит отнюдь не существование
явлений, вызывающих у нас поощрение, поклонение, пристрастие, наслаждение.
Мы никоим образом не подвергаем сомнению их первостепенную
важность в человеческой жизни, ведь это явления, благодаря которым жизнь
стоит того, чтобы жить. И равным образом не считаем, будто они должны
быть вырваны из состояния качественной непосредственности и подвергнуты
суждению. Напротив, мой тезис относительно оценивания заключается
в том, что они становятся предметом суждения только в том случае, если
складываются условия, приводящие в свою очередь к появлению сомнения
относительно ценности этих явлений (но не их существования). Для обозначения
всего ряда явлений указанного типа не существует единого слова.
Было бы удобно пользоваться одним словом, чтобы избежать постоянного
повторения фразы о «предметах восхищения, наслаждения, предпочтения,
пестования, пристрастия, почитания»; а ведь этот перечень даже не покрывает
всех элементов данного ряда. Я буду употреблять словосочетание «источники
удовольствия». Предпочту этот термин понятию «удовольствия»,
поскольку он делает акцент на том факте, что речь идет действительно о
явлениях; источником удовольствия является не само удовольствие, а люди,
ситуации, поступки, произведения искусства, друзья, беседы с ними, игра в
бейсбол и музыкальные пьесы, а также то обстоятельство, что мы имеем
возможность цитировать здесь примеры м-ра Райса.
В своей первоначальной статье м-р Райс критикует мой взгляд, согласно
которому оценочные суждения возникают в результате того, что мы ставим
источник удовольствия в контекст (естественно, смоделированный исследованием)
условий, его порождающих, и последствий, из него вытекающих.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.