Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Именно потому, что знание не замкнуто на
самом себе и не окончательно, а имеет инструментальное значение для реконструкции
обстоятельств, всегда есть опасность, что оно станет следовать
неким неистинным целям или предубеждениям. Полноценная рефлексия
в этом случае не нужна, ее приходится ограничивать. Обязанная увенчаться
каким-то конкретным результатом, рефлексия не является бескорыстной.
Одно дело утверждать, что всякое знание имеет цель, лежащую вне
его пределов, а другое, совершенно противоположное -утверждать, что у
познавательного акта есть особая цель, к достижению которой оно предназначено
изначально. Гораздо менее верно, что из инструментальной природы
мышления следует, будто оно дано нам для обретения каких-то частных,
однобоких преимуществ, в которых мы якобы сердечно заинтересованы.
Всякое ограничение в отношении цели мышления равнозначно ограничению
самого мыслительного процесса. Это значит, что в такой ситуации
оно не реализует всех своих возможностей развития и свободы, оказываясь
стиснутым, сдерживаемым, контролируемым. Самому полноценному развитию
познания способствует только такая ситуация, когда цель его определяется
в процессе исследования и проверки.
Поэтому, если исследование не заинтересованно и беспристрастно, это
вовсе не означает, что знание безответственно и замкнуто на самом себе.
Это лишь означает, что у него нет никакой особенной цели, заранее заданной
таким образом, чтобы отныне подспудно присутствовать в актах наблюдения,
формирования понятий и прикладной деятельности. Исследование
тем самым получает свободу. У него есть стимул затрагивать каждый
факт, важный для выявления какой-либо проблемы или потребности, и следовать
за каждым предположением, сулящим разгадку. Препятствия на пути
свободного исследования настолько многочисленны и серьезны, что человечество
впору поздравить с тем фактом, что этот процесс и сам способен
становиться прекрасной и захватывающей целью, способен возбуждать
спортивные инстинкты человека.
Ровно в той степени, в какой мышление больше не стеснено целями,
закрепленными социальной нормой, возрастает общественное разделение
труда. В жизни некоторых людей исследование становится доминирующим
занятием. Однако данный факт только поверхностным образом подтверждает
идею о том, что теория и знание -это цели в себе. Они, к слову сказать,
являются целью в себе лишь для этих немногих людей. Но эти люди есть
зеркало общественного разделения труда; и их специализацию можно принять
всерьез только в том случае, если ничто не мешает им сотрудничать с
96 97
людьми других профессий, если они чувствительны к проблемам других и
делятся с ними своими результатами, способствуя более широкому их применению
на практике.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.