Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Оно само в себе полно. Оно не ориентируется на что-либо вне
самого себя; у него нет недостатков и, следовательно, никакой цели и задачи.
Оно несет в себе самое многозначительное оправдание собственного существования.
И разумеется, чисто созерцательное познание в такой степени
и столь подлинным образом являет собой самозамкнутый и самодостаточный
феномен вселенной, что оно и есть тот наивысший и, безусловно,
единственный атрибут, который можно приписать Богу, высшему бытию в
градации всего бытия. Сам человек в исключительные моменты бывает подобен
Богу -когда он возвышается до самодостаточных, чисто теоретических
прозрений.
По сравнению с подобным знанием так называемое знание ремесленника
является низменным. Ремесленнику приходится вызывать изменения в
вещах, в дереве или камне, и этот факт красноречиво свидетельствует о том,
что его материал страдает недостаточностью бытия. Еще сильнее пригвождает
его знание к позорному столбу то обстоятельство, что этому знанию не
свойственна гордая незаинтересованность. Оно связано с результатами, которые
ожидается получить, с проблемой питания, одежды, крыши над голо
вой и прочего. Оно соотносится с вещами, которые смертны, -с телом и его
нуждами. Поэтому всегда можно найти его мотив, что само по себе указывает
на несовершенство. Ведь хотение, желание, страсть всякого рода говорят
об отсутствии чего-либо. Если где-то есть нужда и желание -как в случае со
всем практическим познанием и деятельностью, -то, значит, там есть неполноценность
и недостаточность. Хотя гражданское, политическое либо
моральное знание котируется выше понятий ремесленника, но если рассмотреть
его по существу, то окажется, что оно также низкого и неистинного
типа. Моральное и политическое действие является практическим, то есть
оно предполагает наличие потребностей и усилий по их удовлетворению.
Его конечная цель лежит вне его рамок. Более того, сам факт связи указывает
на отсутствие такой черты, как самодостаточность; он указывает на зависимость
этого знания от других факторов. Одно лишь чистое познание обособлено
и может протекать в условиях абсолютной, самодостаточной независимости.
Короче говоря, мерой ценности знания, согласно Аристотелю, чьи взгляды
здесь и были воспроизведены в общем виде, является степень его чистой
созерцательности. Высшей степени удостоено знание абсолютного идеального
бытия, чистого разума. Это -идеал, форма форм, поскольку оно лишено
недостатков, потребностей и не подвержено изменениям или разнообразию.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.