Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Любое сочетание человеческих сил, способное внести в жизнь свой соб
ственный ценный вклад, обладает на данном основании неотъемлемым уни
кальным и абсолютным достоинством, которое недопустимо умалять, счи
тая его только средством возвеличения государства. Одной из причин нара
стающей деморализации в период войны является тот факт, что война воз
водит позиции государства на немыслимую высоту.
Другой конкретный факт -это противоречие между претензией на не
зависимость и самоопределение как условие существования территориаль
ного национального государства и ростом международных и так называе
мых транснациональных интересов. Счастье и горе всякого современного
государства связано с состоянием всех других государств. Пределы слабос
ти, беспорядка, лживых принципов, характеризующих какое-либо государ
ство, не совпадают с границами его территории. Они распространяются
далее и поражают другие государства. То же самое верно и в отношении
экономических, культурных и научных достижений. Более того, и границы
добровольных объединений, о которых мы только что говорили, тоже не рав
нозначны границам политическим. Ассоциации математиков, химиков, аст
рономов, предпринимательские корпорации, рабочие организации, церкви
-все они транснациональны, поскольку в них представлены интересы всемирного
значения. В этом русле интернационализм оказывается не предметом
стремления, а сбывшимся фактом, не сентиментальной идеей, а реальной
силой. Однако традиционная доктрина особого национального суверенитета
пресекает подобные интересы, отключает им кислород. Именно стиль
и дух подобной доктрины, или догмы, представляет собой серьезнейший
барьер для дела эффективного развития интернационального сознания, единственно
согласного с движущими силами современного труда, торговли, науки,
искусства и религии.
Общество, как уже было сказано, -это множество ассоциаций, а не единственная
организация. Общество и значит ассоциация, вступление всех во
всеобщие взаимные отношения и действия, направленные на более успешную
реализацию любой формы опыта, значимость которой прирастает и
укрепляется от того, что это -опыт, разделяемый многими людьми. Следовательно,
существует столь же много ассоциаций, сколько видов благ, тем
более несомненных, что по их поводу люди друг с другом общаются и в них
принимают участие. Эти блага буквально неисчислимы. Разумеется, их способность
выдерживать публичность, быть предметом общения есть тот тест,
на основании которого можно решить, является ли заявленное благо истинным
или поддельным.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.