Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Изменение есть переиначивание,
или «переход в другое», который ведет к разнородности. Разнородность
означает разрозненность, а разрозненность означает, что есть две
стороны и конфликт между ними. Мир преходящий не может не быть миРом
разлада, поскольку, не предполагая стабильности, он не предполагает и
Управления от лица чего-то единого. Если бы единство властвовало безраздельно,
мир оставался бы не изменяющимся целым. То, что меняется, состоит
из частей и частиц, которые, не признавая единого руководства, тем
77
76
самым утверждают собственную независимость и превращают жизнь в арену
напряженности и разногласий. Абсолютное и подлинное бытие, с другой
стороны, являясь неизменным, в то же время является целым, всеобъемлющим
и единым. Так как оно единое, то ему известна только гармония, и поэтому
оно наслаждается полным и вечным благом. Оно - самосовершенство.
Степени познания и истины последовательно отражают степени реальности.
Чем выше и полнее реальность, тем более истинно и значительно
знание, которое к ней относится. Поскольку в мире становлений, истоков и
гибелей подлинного бытия недостаточно, то он и не может быть познан в
лучшем смысле этого слова. Знать его равнозначно тому, чтобы отрицать
его текучесть и изменчивость и открывать в нем какие-то постоянные формы,
служащие границами для процессов, изменчивых во времени. Желудь
подвергается серии изменений; узнать о них можно только путем сопоставления
с фиксированной формой дуба, которая одинакова для всего рода дубов,
несмотря на большую численность разнообразных деревьев в рамках
этого рода. Более того, данная форма ограничивает поток роста с обеих сторон
-появление желудя из дуба, равно как и превращение желудя в дуб.
Там, где нельзя обнаружить подобных унифицирующих и ограничивающих
вечных форм, существует просто бесцельное варьирование и колебание, и о
знании не может быть речи. С другой стороны, с появлением объектов, в
которых нет вообще никакого движения, знание становится более наглядным,
определенным, совершенным, то есть чистой и беспримесной истиной.
Небеса можно знать более истинно, чем землю, а Бога как неподвижного
двигателя -еще более истинно, чем небеса.
Из этого факта вытекает превосходство созерцательного знания над практическим,
чистой теоретической спекуляции -над экспериментированием
и над любым типом знания, которое зависит от изменений в вещах или вызывает
изменения в них. Чистое знание есть чистое созерцание, видение,
констатация.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.