Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Теперь весь вопрос состоит в том,
возможна ли демократия как форма общества, если проблемы столь сложны,
а экономическая власть столь сконцентрирована, как сегодня. В силу
того, что корнем любой свободы являются свобода сознания и свобода выражения,
отрицание свободы в образовании оборачивается преступлением
против демократии. Поскольку академическая свобода является в столь большой
степени социальной проблемой, ведь она тесно связана с тем, какую
роль сыграют будущие граждане страны в формировании нашей экономической
и политической судьбы, — то неудивительно, что те, кто либо
занимается пустыми словопрениями, либо открыто борется за ее ограничение,
вынуждены также стремиться к тому, чтобы публика считала ее вопросом,
касающимся педагогов просто как личностей, и представлять всех лиц,
наиболее активно участвующих в данном движении, как в разной мере неуравновешенных
индивидуумов, желаюпцтх большей свободы для утверждения
личных позиций. Нет ничего парадоксального в суждении о том, что
именно в силу важности общественной свободы образования ее выставляют
как нечто будоражащее исключительно отдельных учителей.
Бесполезно отрицать, что огромное множество молодых людей сегодня
считают себя лишенными необходимых возможностей и находят столько
препятствий своим законным желаниям и стремлениям, что начинают поддаваться
мысли, будто социальные перемены осуществимы не демократическим
путем, а исключительно грубой силой-Всем, кто знает факты о жизни
наших школ, кажется смехотворной усердно культивируемая в известных
кругах идея, согласно которой такая позиция молодежи является результатом
учительской предрасположенности к мрачноватым идейкам, маскирующимся
под академическую свободу. На самом деле эта позиция является
следствием ограничительного и деспотического влияния современной
индустриальной системы, которое лишь усиливается влиянием системы образования,
принижающей значение социальной информации. Сознание того,
что общественные изменения сколько-нибудь существенного характера может
вызывать только грубая сила, есть продукт неверия в интеллект как метод;
а такая потеря веры в значительной степени является следствием обучения,
которое, протекая при относительно несвободных условиях, не обеспечило
того, чтобы молодежь разумно воспринимала реалии нашей социальной
жизни—политической и экономической.
В конечном счете существуют лишь три фактора. руководящих обществом,—
привычка, принудительная и жестокая сила и действие, направляемое
интеллектом.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.