Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В Прогрессивном движении* либерализм считался
«перспективной идеей»; именно он, по крайне мере номинально, стоит за
всеми Честными Курсами** и Новыми Курсами***. Он способствовал созданию
актов об ответственности нанимателя, законов, регулирующих продолжительность
и условия труда, законодательства против предприятий с
потогонной системой труда, а также государственным действиям и льготам в
поддержку частной благотворительности, щедрым ассигнованиям для всеобщих
школ, прогрессивному налогообложению высоких доходов и наследств
и в целом тому, чтобы в случае конфликта между работником и работодателем
конфликт разрешался в пользу работника.
Философия либерализма редко бывала достаточно ясной. Но если она вообще
имелась, то состояла в представлении, будто правительству перио-дически следует
вмешиваться в экономику, чтобы способствовать выравни-ванию условий для
богатых и бедных, привилегированных и бесправных. По этой причине либералы
другой школы -laissez-faire -всегда критикова-ли его как наивный социализм,
как неприемлемый радикализм; а в настоя-щее время стало модным упрекать
его в том, что он инспирирован, за не-имением другого источника, из Москвы.
Дело в том, что до сих пор политический либерализм в нашей стране ни разу
не пытался изменить основополагающие условия экономической системы или
сделать нечто большее вдобавок к улучшению положения, в котором находятся
массы человеческих созданий. Из-за этого либерализм сегодня подвергается
более суровой атаке со стороны радикалов, чем со стороны консерваторов. В
устахрадикаловлиберализм-этопонятие,заслуживающееосвистанияинасмешки.
227
Невзирая на крайние разногласия, обе школы либерализма пропаганди
руют служение одной абсолютной цели и идеалу. Девизом обеих школ явля
ется предельно возможная свобода для индивида. Различия между ними ка
саются сфер, в которых свобода и индивидуальность имеют самое большое
значение, и средств, при помощи которых их следует реализовать.
Стоит прочесть любое высказывание приверженцев либерализма laissez
faire, чтобы убедиться, что они превозносят и вот-вот совсем приравняют К
самой сути свободы не что иное, как свободу предпринимательства в ком
мерческой сфере.
С точки зрения агитаторов от Лиги свободы и экс-президента Гувера с
его доктриной воинствующего индивидуализма, любое действие власти,
регламентирующее свободу этого особого типа, есть выпад против свободы
как таковой.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.