Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Демократия вообще не тот путь, который легко принять и по которому
легко идти. Напротив, если говорить о воплощении ее в сложных условиях
современного мира, этот путь крайне не прост. Вообще нас должен вдохновлять
тот факт, что уже пройденная часть данного пути доказала его эффективность.
Но если мы хотим вдохновляться не слепо, а разумно, то надо
к этому источнику нашего энтузиазма добавить еще одну истину: ради незыблемого
торжества демократии мы должны максимально использовать лучшие
из возможных средств получения такого знания об обществе, которое
вполне соответствовало бы уровню нашего знания о природе, а также создавать
и внедрять различные виды социальных схем, вполне сопоставимые с
технологическим обеспечением нашего физического существования.
Таким образом, задачу мы определили. Если воспользоваться громкими
понятиями, она состоит в гуманизации науки. Чтобы можно было реализовать
ее на практике, придется очеловечить также и плод науки, называемый
технологией. И еще для того, чтобы эта задача разрешилась чем-то конкретным,
процесс ее решения непременно должен воспроизвестись во множестве
живых порывов интеллекта, привлеченного широким разнообразием
проблем из множества сфер познания,—для того, чтобы наука и технология
могли сослужить свою службу демократическим ожиданиям и убеждениям.
Это придало бы соответствующую лояльность идеям и поступкам че
ловека. Но еще очень важно, чтобы кроме стремлений и усилий у людей
развивалась свободная, всеохватная, неистребимая склонность к наблюдению
и пониманию явлений, подобная важнейшим составляющим научного
метода, которые неотъемлемо присущи ему и столь привычны, что почти не
осознаваемы. В достижениях такого рода—общая цель науки, образования
и дела демократии. Давайте же и мы будем соответствовать ситуации. Ведь
эхо наша человеческая проблема. И если ей суждено разрешиться, то лишь
при помощи человеческого стремления, человеческого понимания и человеческого
усилия.
2. Демократия и образование в современном мире
Очевидно, что связь демократии и образования является обоюдной, взаимообратной,
просто-таки кровной связью. Демократия сама по себе есть
принцип педагогики, ее критерий и политика. Совсем не нова, например,
мысль о том, что значение избирательной кампании для воспитания участвующих
в ней людей куда больше, чем ценность ее непосредственных численных
результатов. Конечно, не всегда эти наши кампании так поучительны,
как хотелось бы, но в общем и целом они определенно работают на то,
чтобы люди осознавали все происходящее в обществе, проблемы общества,
а также различные меры и подходы, предлагаемые для анализа насущных
вопросов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.