Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но его нельзя отделять отдругого факта, совершенно ненормального
с позиций современной демократической общности, а именно — от
того, что свободные граждане были невелики числом и что их свободе в
качестве основы требовался большой класс прислужников. Класс, пользующийся
правом на свободу и либеральное образование, опирался на те са
237
мые основания, с которыми неустанно стремится покончить современное
освободительное движение, поскольку статус, полученный человеком и закрепленный
за ним от рождения, в демократических обществах считается
ограничительным. Греческий философ находил в подобных различиях необходимость,
полагая, что они неизменны «по природе». Они были так прочно
освящены социальными институтами, что любой иной взгляд показался
бы неразумным даже мудрейшим представителям того времени.
Данное обстоятельство вполне может заставить нас с некоторым сомнением
посмотреть на образовательную философию, которая в наши дни определяет
либеральное образование в понятиях, противоположных тому, что
относится к истинно либеральному. Профессиональное и практическое образование
в Греции было признано нелиберальным, ограниченным, поскольку
состояло в натаскивании класса прислуживающих. Гуманитарное же образование
считалось либеральным в Греции в силу того, что оно представляло
собой образ жизни, которым довольствовалась малая группа людей,
свободных для посвящения себя чему-то возвышенному. Они были свободны
для этого, так как жили, пользуясь плодами труда порабощенного класса.
Более того, в основе производства лежали рутинные навыки, владение
которыми передавалось каждому новому поколению от родителей.
Этот факт не должен укрыться от нас за тем обстоятельством, что модели
и образцы, которым следовали мастеровые, достигли высокой степени
эстетического развития, поскольку он указывает на разительный контраст
между тогдашними и современными условиями производства. Сегодня
метод работы представляет собой результат непрерывного применения науки
на практике. Изобретения, сами также являющиеся результатом практических
приложений науки, регулярно сотрясают безмятежное русло тех способов
производства, которым свойственны рутина и опора на прошлое. Современные
древним грекам условия в некоторой степени оправдывали их,
когда они разделяли виды деятельности на те, в которых участвует рациональная
интуиция или наука, и те, которые являются воплощением иррационально-
рутинного. Но в наше время подобные взгляды были бы непростительны.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.