Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Это негативная сторона, относительно которой
согласны между собой критики обоих направлений — прогрессивного и
реакционного. Оба настаивают на том, что в образовании нет единой цели, а
есть распыленность и путаница. Насколько я способен понять, в надежде
добиться вожделенной унификации нам остается уповать только на уже предложенный
выше путь. Естественным центром, объединяющим моментом
для различных учебных дисциплин является их социальный источник и
функция. Любая иная схема унификации и согласования кажется мне искусственной
и обреченной исключительно на временный успех. Прогрессивное
образование достигло той черты, на которой ему пора оглядеться в поисках
путеводного начала, могущего придать связность и направление всем
его усилиям. Я убежден, что оно найдет его именно здесь, а упор на социальные
науки как отдельную ветвь исследований в результате способен только
умножить присущий сегодня знанию дисперсный и невнятный характер. И
266
это отнюдь не ввиду маловажности социальных наук, а, напротив, ввиду
столь огромной их важности, что именно им надлежит задавать направление
и порядок всем отраслям исследований.
В заключение хочу сказать, что, по моему глубокому убеждению, из всего
вышеизложенного, несомненно, следуют выводы, касающиеся так
называемого идеологического внушения, или, если предпочитаете, преподавания,
нацеленного на подготовку иных социальных порядков. Общественные
познания как изолированный процесс имеют тенденцию превращаться либо в
накопление комплексов особой фактической информации, либо в руках
наиболее рьяных педагогов они становятся инструментами идеологического
внушения, то есть пропаганды специфических общественных целей,
принимаемых, возможно, и с воодушевлением, но тем не менее самым
догматическим образом. Молодые люди, которых научили во всякой сфере
познания искать социальные значения, окажутся достаточно образованными
также и для того, чтобы видеть корни современного зла. Несомненная мощь
всего изученного ими снабдит их новыми возможностями и средствами для их
осуществления. Идеологией они напитаются в более глубоком смысле этого
слова, то есть таким образом, что идеи не будут навязаны им.
6. Изменяется ли человеческая природа?
Я пришел к выводу, что те, кто по-разному отвечает на вопрос, вынесенный
в название данной статьи, просто говорят о различных вещах. Однако
это мое суждение—слишком легкий способ выхода из проблемы, чтобы
быть удовлетворительным.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.