Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Идеалист, таким образом, присоединяется к материалисту
-в его тайном замысле законсервировать современную жизнь в
состоянии нищеты и несправедливости.
Изоляция мышления от контакта с фактами играет на руку такому способу
наблюдения, который состоит в простом накоплении зримых фактов,
старательно погружается только в детали, но никогда не исследует их значения
и последствий, то есть является довольно безопасным занятием, поскольку
в ходе его никогда не становится виден тот вклад, который могли бы внести
обозреваемые факты в планы по изменению ситуации. Мышление, являющееся
методом реконструкции опыта, напротив, основывается на наблюдении
фактов как неотъемлемой ступени в определении проблем, выявлении
трудностей, форсировании определенного -взамен простого безотчетно-
интуитивного -понимания существа проблем и их средоточия. Наблюдение
не бесцельно, не беспорядочно, не хаотично, а целенаправленно,
специфично и ограничено характером исследуемой проблемы. Цель его состоит
в таком прояснении хаотичной и запутанной ситуации, за которым
могло бы последовать предложение разумных способов ее разрешения. Бывает,
что человек науки наблюдает за чем-то без всякой цели, но это лишь
потому, что он настолько обожает проблемы как источник и ведущую силу
исследования, что старается откопать проблему даже там, где на первый
взгляд никакого затруднения не оказывается; он, можно сказать, охотится за
проблемой ради того удовольствия, которое испытает, когда справится с ней.
Поэтому особое и полное наблюдение за конкретными фактами всегда
есть взаимодействие не только со смыслом проблемы или затруднения, но и
с неким неясным смыслом последствий трудности, то есть того, что она
несет в себе или означает для дальнейшего опыта. Это своего рода предвосхищение
или прогноз того, что еще только будет происходить. Мы вполне
обоснованно толкуем порой о неминуемых неприятностях и, наблюдая знаки
того, что представляют собой эти неприятности, мы одновременно предчувствуем,
предсказываем, короче говоря, формируем понятие, идею о них,
все четче осознаем, что они значат. Если неприятность не только неизбежна,
но уже абсолютно актуальна, действительна, то мы пребываем в полнейшем
унынии. Нам тогда не до размышлений, и мы отдаемся на волю депрессии.
Проблемы, заставляющие думать, -это проблемы из числа нереализованных
и становящихся, в данном случае то, что мы уже застаем существующим
и что может использоваться только как знак, по которому мы вольны
определять, что именно нам угрожает.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.